Лучшие истории создания стартапов: критика, обида и неудачи
12 августа 2013 г.«Ах если б знали, из какого сора растут стихи» – эту цитату Анны Ахматовой можно смело применять к теории стартапов. Пользователи Quora обсудили наиболее интересные истории создания стартапов.
Создание стартапа можно сравнить с рождением ребенка. Это настоящее таинство, спрогнозировать которое невозможно заранее. Одни стартапы рождаются в головах своих основателей, о других они начинают думать, столкнувшись с невозможностью решить какую-либо задачу.
Пользователи Quora обсудили наиболее интересные истории создания стартапов. Предлагаем нашим читателям некоторые из них.
Fed-Ex – логистическая компания из США
Увлекательна история логистической компании Fed-Ex с самого начала, поскольку она учит, что, несмотря на критику, не стоит отказываться от своей мечты. Кроме того, не часто приходится сталкиваться со случаями, когда соучредителям приходится добывать деньги на стартап, играя в казино в Лас-Вегасе.
В 1965 году во время учёбы в Йельском университете, Фред Смит (Fred Smith) изучал в университете вопросы транспортных перевозок в США. В то время транспортные компании, в основном, осуществляли перевозку больших пакетов по территории Соединенных Штатов на грузовиках или пассажирских самолётах.
Смит считал, что компания, перевозящая небольшие посылки с предметами первой необходимости при помощи самолетов может быть более эффективной, чем существующие транспортные компаний. Смит не слишком вдавался в подробности того, как на самом деле работают транспортные компании.
Возможно, поэтому он был удостоен за работу, написанную по результатам своего исследования, слабенькой «тройки». Смит, однако, никогда не переставал думать о создании системы экспресс-доставки небольших грузов, которую он запустил в 1971 году.
Через три года после запуска Federal Express оказалась на грани банкротства, во многом из-за быстрого роста цен на топливо – он стал терять более $1 млн. в месяц.
В нижней точке падения всё руководство компании собрало $5 тыс. личных средств, чего было недостаточно для продолжения её деятельности, ведь самолётам необходимо было топливо, которое нельзя было купить за эти деньги. Тогда же Смит обратился в General Dynamics за дополнительным финансированием, но получил отказ.
После переговоров, вместо того, чтобы полететь домой, Смит взял оставшиеся средства компании ($5 тыс.) и полетел в Лас-Вегас, где на них играл весь уик-энд. К понедельнику на счетах компании FedEx было $32 тыс., которые могли как раз покрыть расходы на топливо для самолётов и продлить работу компании ещё на несколько дней.
Вскоре после этого случая компания смогла привлечь значительные средства и в 1976 году она получила свою первую прибыль, и, несмотря на проблемы, не оглядывалась назад.
В 2003 году несколько финских парней решили трансформировать свою страсть к созданию игр в компанию, которая бы занялась разработкой видеоигр. Они делали одну игру за другой в надежде, что одна из них сможет утвердиться на рынке.
Создатели Angry Birds – компания Rovio
После создания 51 игры и 6 лет напряженного труда, они все еще были далеки от успеха. Их 52-й игрой была игра-головоломка-рогатка, героями которой были птицы. Все верно, компания называлась, и называется Rovio, а игра, сделавшая ее известной — Angry Birds.
Сегодня продуктами компании, в которой трудится 500 сотрудников, пользуется более миллиарда человек. У Rovio наладились партнерские отношения с одними из самых узнаваемых названий в мире, включая Star Wars, NASA и китайское правительство.
Эта история рассказывает о том, что добиваясь успеха, не стоит бояться 51 неудач, а может и 101, и продолжать верить в себя и в свою мечту.
Papadum – бизнес на лепёшках
Ещё одна вдохновляющая история из Индии о стартапе на «пападах» (Papadum или «папады» – очень тонкая индийская лепёшка, выпеченная из чечевичной муки).
Семь полуграмотных индийских домохозяек решили использовать свои знания и навыки в приготовлении пищи, чтобы создать небольшой бизнес.
Вот что говорит о них Wikipedia: «Женщины заняли у социального работника 80 рупий и купили убыточную пекарню, необходимое оборудование и ингредиенты для выпечки лепёшек. 15 марта 1959 года они начали готовить и продавать лепешки в один из популярных магазинов Мумбаи. С самого начала женщины решили, что они не будут принимать пожертвования или помощь, даже если бизнес будет нести убытки.
Позже пекарня разрослась до кооператива, к которому могли присоединиться поначалу даже молодые девушки. Однако затем был установлен минимальный возраст для работы в пекарне. В течение трех месяцев количество работников выросло до 25, бизнес обзавелся оборудованием, посудой, печами и т.д. За первый год работы объём продаж достиг 6196 рупий. Треснувшие папады бесплатно раздавались людям в округе.
Бизнес расширился до кооператива в 45 тыс. работников, исключительно женщин. Сегодня его годовой оборот составляет более $100 миллионов. История успеха семи индийских женщин преподается в качестве примера в школах менеджмента.
Название их продукта стало в Индии именем нарицательным, так же, как Coke и Pepsi для напитков Cola. «Lijjat» де-факто стал стандартом для лепёшек «papad»
Эта история особенно поучительна, если учесть уровень образования, опыта и веса в обществе, который имели женщины в Индии 50 лет назад.
Краткая история «Хонды»
Соичиро Хонда (Soichiro Honda) работал механиком в гараже, где он тюнинговал автомобили и готовил их к гонкам. В 1937 году при финансовой поддержке знакомого, Honda основал Tōkai Seiki – небольшую компанию, занимавшуюся выпуском поршневых колец для автомобильных двигателей.
После неудач на старте, Tōkai Seiki выиграла контракт на поставку поршневых колец для Toyota, но потеряла его из-за плохого качества своей продукции. После обучения в инженерной школе, которую он так и не окончил, Хонда посещает заводы по всей Японии, чтобы лучше понять процессы контроля качества Toyota.
Это позволило Хонда в 1941 году приступить к массовому производству поршневых колец с приемлемым для Toyota качеством. При этом в его компании использовались автоматизированные процессы, которые позволяли использовать даже неквалифицированную рабочую силу в условиях военного времени.
Honda был понижен от президента до старшего управляющего директора после того, как Toyota купила 40% акций его компании. В 1944 году завод Tōkai Seiki в Ямасите был уничтожен в ходе налёта американской бомбардировочной авиации, а в 1945 году, в результате землетрясения Микава, был уничтожен завод в Итава.
После окончания Второй мировой войны Хонда продал остатки своей компании Toyota за ¥450 000, и вложил их в создание в октябре 1946 года Honda Technical Research Institute.
Со штатом, состоящим из 12 человек, трудившихся на 172-х квадратных футах, Хонда начал выпускать и продавать импровизированные моторизованные велосипеды. В их конструкции компания использовала 500 двухтактных двигателей Tohatsu объемом 50 куб. см – излишки военных запасов, которые питали генераторы армейских радиостанций.
После окончания запасов Хонда начал производить собственную копию двигателя Tohatsu, и продавать их клиентам для установки на велосипеды. В течение короткого времени небольшой институт превратился в Honda Motor Company и к 1964 году стал одним из крупнейших мировых производителей мотоциклов.
В дальнейшем Honda вошла на рынок небольших пикапов, а затем и в сегмент легковых автомобилей. Сегодня имя скромного механика известно во всем мире.
Как появилась компания Lamborghini
Ферруччо Ламборгини вначале был фермером, который делал трактора. В конце концов, его бизнес стал настолько успешным, что он превратился в одного из самых богатых людей в Италии.
Он даже купил себе автомобиль Ferrari, который однажды сломался. Будучи профессиональным механиком, он попытался решить эту проблему самостоятельно, и узнал, что в его Ferrari такая же муфта сцепления, что и в одном из его тракторов.
В ярости он пожаловался на низкое качество деталей, используемых в Ferrari. Энцо Феррари, весьма высокомерный человек, сказал Ферруччо, что он «фермер», и проблема в нём, а не автомобиле.
Оскорблённый Ферруччо пообещал создать автомобиль, который будет способен превзойти Ferrari. Его упорство и желание мести привели к созданию одного из самых мощных и широко известных автомобилей, настоящую «грозу Ferrari».
http://www.towave.ru
Надежда Баловсяк