Ричард Брэнсон: история успеха хиппи-миллиардера

18 августа 2011 г.
Рекомендую

Как Ричарду Брэнсону удалось за 10 лет создать из музыкального магазина гигантский многопрофильный конгломерат бизнесов, разбросанных по всем континентам планеты

 

Virgin Group — это самый неформальный конгломерат компаний на планете. Никто не может с точностью сказать, сколько компаний в него входят. По одной версии — 30, по другой — 120, по третьей — 240, а может, и все 400. Говорят, даже сам основатель корпорации Virgin Ричард Брэнсон не в состоянии ответить, сколько деловых инициатив пригрелось под крылом его невероятного мультибрэнда: Virgin Active (сеть фитнес-центров), Virgin America (местная авиакомпания в США), Virgin Atlantic Airways (международная авиакомпания), Virgin Baloon Flight (оператор перелетов на воздушных шарах), Virgin Blue (австралийская авиакомпания), Virgin Books (издательство), Virgin Brides (одежда для новобрачных), Virgin Comics (изготовление комиксов), Virgin Flowers (розничная продажа цветов в Интернете), Virgin Cosmetics (бижутерия и косметика онлайн), Virgin Digital (музыкальный магазин онлайн), Virgin Drinks (производство напитков Virgin Cola и Virgin Vodka)… Мы добрались до четвертой буквы, а впереди еще весь алфавит! Согласитесь — впечатляет.


Один из наиболее часто задаваемых Брэнсону вопросов о Virgin касается того, есть ли пределы расширению их бренда. Ведь присваивая марку Virgin такому широкому ассортименту изделий и услуг, Брэнсон серьезно рискует. Он отвечает на это, что до тех пор, пока риску не подвергалась целостность бренда, он растяжим до бесконечности.

Сэр Ричард Брэнсон представляет собой уникального бизнесмена. Он славится своим нестандартным мышлением и ошеломляющими поступками в бизнесе и в обычной жизни.

Как все начиналось


 

Ричард Брэнсон родился 18 июля 1950 года в Лондоне. Из-за дислексии учеба в школе давалась ему очень тяжело. В возрасте пятнадцати лет он начал два предприятия, которые потерпели полную неудачу: выращивание рождественских елей и разведение волнистых попугайчиков. Не прочитав ни одной книжки (по причине все той же дислексии), он в 16 лет берется за издание собственного журнала «Студент». В 1967 году Ричард Брэнсон наконец-то закончил учебу в школе. Напутственные слова директора были такими: «Поздравляю Ричард, я думаю, что либо ты отправишься в тюрьму, либо станешь миллионером». В январе 1968 года вышел первый номер журнала Student.

В одной из своих биографических книг Ричард Брэнсон пишет: «Старинный рецепт кроличьего пирога гласит: “Сначала поймайте кролика”. Обратите внимание — в нем не сказано: “Сначала купите кролика” или — “Сидите и ждите, пока кто-нибудь его вам принесет”. Подобные уроки, которые преподавала мне мама с самого раннего детства, и сделали меня самостоятельным человеком. Они научили меня думать своей головой и браться за дело самому. Нынешняя молодежь нередко ждет, когда ей всё поднесут на блюдечке. Возможно, будь остальные родители похожи на моих, мы все стали бы энергичными людьми».

Журнал «Студент» плавно перетек в почтовую торговлю музыкальными кассетами Virgin Mail Order Records, которая, в свою очередь, привела к открытию магазинов того же профиля.


Вскоре после этого Брэнсон запустил звукозаписывающий лэйбл Virgin Records, который открыл миру таких музыкантов, как Майк Олдфилд, Sex Pistols, Culture Club.

В 1983 году появляются новые компании, такие как Virgin Vision (кинопродукция), Virgin Developments (розничная торговля и недвижимость, разработки по этой теме) и Virgin Games (компьютерные игры). Кроме этого, Virgin становится хозяйкой ночного клуба Venue. Все эти компании были достаточно маленькими и являлись лишь небольшой частью консорциума Virgin, сердцем которого была музыка.

Хиппи в душе

Пик популярности движения хиппи пришелся на 1967. Рабочий день Ричарда, как он сам рассказывает в своей автобиографии «К черту все! Берись и делай!», был в то время достаточно интересным. Брэнсон лежа на кровати общался с молодежью или рекламодателями журнала Student, а в перерывах занимался сексом с подругами. Позднее выручки от Virgin Mail Order Records и магазинов за глаза хватало на пиво, вагоны наркотиков и развлечения с девчонками под грохочущую музыку, и ни о чем другом длинноволосый хиппи в то время не помышлял даже в самых своих дерзких мечтах.

По мере роста корпорации Virgin более разнообразными и дорогостоящими становились и развлечения ее основателя. Начиная с 1985 года Ричард Брэнсон предпринял несколько попыток побить мировые рекорды по скорости пересечения водных и воздушных пространств на судах и воздушных шарах. Он получил Голубую ленту Атлантики за самое быстрое пересечение Тихого Океана на собственном судне Virgin Atlantic Challenger II . В январе 1991 года Брэнсон побил мировой рекорд и пересек Тихий океан от Японии до Арктической части Канады (10, 800 км) на воздушном шаре со скоростью 392 км/ч.

Журналисты всех стран обожают Ричарда Брэнсона за его эпатажное поведение. На презентации салона для новобрачных Virgin Bride глава Virgin Group надел подвенечное платье.



На одной из вечеринок Ричард Брэнсон схватил за ноги и перевернул вверх тормашками жену миллиардера Дональда Трампа Ивонну, демонстрируя важный для поддержания разговора аксессуар нижнего белья.


Одним из последних поводов для сотрясения западной прессы послужила его смелая фотосессия с моделью Дэнни Паркинсон, которую он устроил в своих владениях на собственном острове в Карибском море.



Добавьте к этому не сходящую с лица улыбку, неуместный свитер, с которым Брэнсон не расстается даже на приемах у королевы, гонки на спортивных моторных лодках, дружбу с президентами и королями, титул Рыцаря Ее Королевского Величества за «особые заслуги в предпринимательской деятельности» и получите подлинный портрет хиппи-миллиардера и мастера эпатажа Ричарда Брэнсона.

Все компании Virgin Group объединены не только фигурой отца-основателя и торговой маркой Virgin, но и общей корпоративной фанк-культурой: никаких костюмов и галстуков, никаких формальностей в отношениях между подчиненными и руководителями (все на «ты», все хлопают друг друга по спине и пьют пиво чуть ли не на рабочем месте), никаких заседаний правления, а вместо бюрократической рутины и бумагомарания — сплошная творческая самореализация персонала. Рядовая стюардесса, которая поделилась с Брэнсоном своим представлением о гардеробе новобрачных, уже через день возглавила быстренько учрежденную по такому случаю Virgin Brides.

Когда у вас перед глазами пронесется вся ваша жизнь, убедитесь, что у вас есть что посмотреть.


 

Смелость и эпатажность Ричарда Брэнсона проявляется и в рекламных коммуникациях с аудиторией. А ролик «Fooling Death» для VIRGIN ATLANTIC AIRLINES служит яркой иллюстрацией жизни самого основателя.


На рекламные ролики Virgin Airlines неоднократно поступали жалобы в Комитет рекламных стандартов Великобритании (Advertising Standards Authority, ASA). Ролик « Love Story» от Net#Work BBDO Африка рассказывает о повышенном комфорте бизнес-класса на примере гомосексуальной любви, войсовер: «Если бы вы хотели спать с ним, вы бы на нем женились».


Провокационные ролики о любви снимались и для рекламной кампании Virgin Money и для VIRGIN TRAINS.



Один из самых известных принтов Virgin — это головоломка, получившая золото в Каннах в 2005 году. На пестром принте нарисовано великое множество предметов и разных персонажей. Аудитории предлагалась игра — на постере зашифровано 72 названия рок-групп.

 

Square, Virgin Digital, Ground Zero, Virgin Group Ltd, Печатная реклама

 

Рекламная кампания для Virgin Mobile была отмечена каннским серебром.

Эластичный бренд


 

«Если у вас есть мощная торговая марка и вы видите на рынке благоприятную возможность, то вы не позволите такому незначительному препятствию, как отсутствие опыта, встать у вас на пути. Если вы знаете, как работать с людьми и как их заинтересовать, не имеет значения, начинаете ли вы работать в авиационной промышленности, производстве безалкогольных напитков или киноиндустрии. Правила везде одинаковы. Однако никогда не следует заниматься промышленностью только с целью получения прибыли. Необходимо верить в возможность кардинального изменения этого сектора промышленности. Тогда можно будет не обращать внимания на тех, кто продолжает болтать о пределах распространения вашего бренда».

Брэнсон намерен продолжать в том же духе. Однако он признает, что стратегия Virgin не будет работать для любого бренда. Она основана на том, что Брэнсон называет «бренд как репутация», больше, чем на традиционном брендинге продукта и услуг.

Уникальное явление в бизнесе или государственный проект?

Существует мнение, что Ричард Брэнсон и его бренд Virgin — не более чем блестяще раскрученная легенда, созданная властями Великобритании. Государственный проект Королевства, направленный на восстановление экономического имиджа страны.

Факты :

— Восхождение в бизнесе Ричарда Брэнсона началось после ареста в 1971 году и обвинения в продаже записей в магазинах Virgin, которые декларировались как экспортные товары. Таможня согласилась отказаться от уголовного преследования и уладить дело без суда.
— Самые именитые британские банки предоставляли Ричарду Брэнсону не иссякающие кредитные линии.
— За 10 лет маленький музыкальный магазин эволюционировал сначала в авиакомпанию, а затем в гигантский многопрофильный конгломерат бизнесов, разбросанных по всем континентам планеты.

— Потрясающая способность Virgin решать вопросы на государственном уровне. В частности, те, что возникли на тропе войны компании Брэнсона с British Airways.

Согласно этой версии, Сэр Ричард Брэнсон и его Virgin Group — полноценная креатура британских властей, направленная на восстановление сильно пошатнувшегося после распада империи образа Туманного Альбиона. В 60-е годы Британия вступила с колоссальными потерями: утрата колоний, на протяжении столетий служивших главным источником материального благосостояния нации, страшное отставание в экономическом развитии не только от своего союзника по Второй Мировой войне — Франции, но и от былого противника — Германии, нескончаемая череда шпионских скандалов (агентура КГБ), в которых оказались замешаны даже члены правительства. Первым шагом, восстановившим былое британское величие, стала беспрецедентная по результатам операция, обеспечившая на десятилетия вперед тотальное этно-культурное доминирование Британии во всех уголках планеты, — операция под кодовым названием «Битлз». Вторым шагом стала экспансия в бизнесе, проявившаяся не в прямом экономическом давлении, а в экспорте уникальной «британской модели свободного предпринимательства» — той самой фанк-модели, из которой позднее на американской почве развился весь корпоративный феномен ИТ-индустрии. Пионером фанк-модели и стал сэр Ричард Брэнсон вместе со своей шоу-группой Virgin.

 

Virgin в космосе



В настоящее время Ричард Брэнсон совместно с сооснователем Microsoft Полом Алленом работают над проектом Virgin Galactic. В рамках проекта в США строится космическая станция, которая уже в ближайшее время будет отправлять всех желающих в космос за «смешные деньги». Посмотрим, что выйдет у этого неунывающего бизнесмена, все еще играющего в свой бизнес, как ребенок в конструктор. Интересно, какой будет реклама космических полетов от рыцаря Британской Империи?

Источник: Adme.ru

Перейти к списку материалов раздела »