У маркетологов мало друзей на Facebook
27 сентября 2011 г.Энтузиасты использования социальных медиа в маркетинговых целях не любят распространяться о своих неудачах
Моя статья о скрытых пороках социальных медиа, опубликованная недавно в Marketing Week, вызвала, пожалуй, наиболее поляризованную реакцию читателей, с которой я когда-либо сталкивался. Мнения разделились между теми, кто страстно поддерживает мою статью, и теми, кого возмущает буквально каждое предложение, написанное мной. Для одних маркетологов статья предстала «голосом здравого разума», а других - лицемерным бормотанием «скряги». Лично я считаю, что это была одна из самых важных статей, когда-либо написанных мной. Безусловно, она была во многом риторической, а ее пафос преувеличен. Но она и должна была быть такой, потому что меня смущает тот предвзятый и слишком позитивный взгляд на социальные медиа, который стал типичным для нашей профессии.
За последние три года, мир маркетинга попал под чары социальных медиа. Они представляются (почти без исключения) как новые рубежи маркетинговых коммуникаций. Маркетологи еженедельно подвергаются бомбардировке бесчисленными примерами растущей популярности и пользовательской активности в социальных медиа. В то же время, традиционным медиа каналам уделяется меньше внимания, чем они того заслуживают, хотя возможности и результаты маркетинга на таких платформах как радио, наружная реклама, спонсорство и т.п. представляются гораздо более важными в пропорциональном масштабе.
Конечно, есть несколько фантастических историй успеха в маркетинге потребительских товаров, B2B и услуг. В тех случаях, когда социальные медиа оказываются эффективными – это впечатляющий и мощный инструмент построения бренда.
Однако на каждую потрясающе успешную кампанию в социальных медиа приходится девять или десять кампаний, не способных оправдать даже свое существование, а отданное им время и ресурсы было бы лучше потратить на другие формы коммуникации.
Согласно недавнему отчету Deloitte, лишь 20% приложений, созданных ведущими брендами потребительских и медицинских товаров, были скачены пользователями достаточное количество раз для того, чтобы их можно было хотя бы учитывать в аналитических исследованиях. В отчете Deloitte отмечено несколько весьма эффективных приложений, однако там же подчеркивается, что подобные успешные примеры «весьма редки», а их количество в будущем, вероятно, будет снижаться, поскольку число приложений продолжает расти.
В январе 2010 тогдашний управляющий директор Интернет-направления компании Best Buy Девер Форстер сказал, что для запуска новой розничной сети в Великобритании будут использоваться Facebook и Twitter. Прошло полтора года, но нам не рассказали о том, что Best Buy UK смог собрать за это время жалкие 15 тысяч «Мне нравится» на Facebook и 5 тысяч последователей на Twitter.
Когда летом прошлого года компания Ben & Jerry’s объявила о том, что отказывается от электронной почты в пользу социальных медиа. В оправдание такого решения старший бренд-менеджер Вики Уиллис сказала, что развитие дружбы и взаимоотношений с потребителями является приоритетом для Ben & Jerry’s, и что для такого развития лучше всего подходят социальные сети. Компания ежемесячно продает в Великобритании более 1 миллиона упаковок мороженого, но несмотря на это у компании всего 5500 последователей в Twitter.
Может ли молодой бренд-менеджер оставаться «нейтральным» по отношению к различным медиа каналам, когда сама отрасль изначально пристрастна - в пользу социальных медиа и против более традиционных каналов?
Я признаю, что моя статья о пороках социальных медиа была предвзятой и провокационной. Но она и должна была быть такой.
Перевод: Research&Trends