«Закрой свое личико»: социальные сети не для всех увеличивают популярность
15 июля 2013 г.Изначально социальные сети представляли собой проекты для общения всех желающих. Facebook можно назвать проявлением веб-демократии и онлайнового равенства. Между тем всё большую популярность приобретают соцсети для ограниченной аудитории.
Хотя Марк Цукерберг создавал свой проект изначально только для студентов Гарварда, со временем Facebook, равно как и Twitter и MySpace, стал открытым для свободного использования.
Свободная регистрация в социальных сетях превратила их в универсальные коммуникационные инструменты, доступные всем и каждому.
Facebook в наше время – это глобальная интернет-площадка для общения, место, в котором можно найти практически каждого более-менее активного интернет-пользователя.
Однако это удобство имеет и обратную сторону медали. Социальные сети практически уничтожили понятие анонимности в Интернете. Любое высказывание становится доступным всем желающим.
А если учесть, что пользователи публикуют комментарии на других сайтах под своим Facebook-логином либо регистрируются, используя Google- или Twitter-аккаунт, то любая онлайн-деятельность пользователя становится доступной другим людям.
С одной стороны, такие сервисы упростили авторизацию и аутентификацию на разных интернет-сайтах. С другой стороны – полное отсутствие анонимности на фоне свободного доступа в Facebook вызывает определённые сложности.
Практически любой комментарий, и даже обычный «лайк» пользователя становится известен «всему свету», то есть Интернету.
Найти профайл человека в социальной сети можно довольно просто, буквально в два-три клика мышью. Для этого достаточно ввести имя человека, а в некоторых случаях – даже одну его фотографию.
А настройкам приватности в социальных сетях зачастую пользователи не уделяют достаточного внимания, но даже и эти настройки не позволяют в достаточной степени защитить свой профайл от внешнего вторжения.
Поэтому всё больше пользователей задумываются над тем, чтобы с одной стороны, сохранить свою социальную активность, а с другой – избавиться от состояния излишней открытости.
Вторым недостатком Facebook можно назвать огромное количество информационного шума, присутствующего на его страницах. Эти потоки ненужной и даже вредной информации отнимают время у пользователей.
По этой причине всё больший интерес вызывают социальные сети с ограниченным доступом – проекты «не для всех», «для избранных», своеобразные закрытые клубы.
Многие новые социальные сети, появляющиеся в последнее время, в той или иной степени являются нишевыми продуктами, зачастую с ограниченным доступом.
Среди них – проекты, объединяющие людей по географическому признаку (геосоциальные сети типа «Соседи» или Nextdoor ) или по интересам (социальная сеть любителей кошек Catmoji ). Для таких сервисов сделать ограничение доступа практически невозможно – для них не определены критерии идентификации участников.
Например, как можно определить, действительно ли является человек любителем собак или фильмов с Джеки Чаном? В то же время, ещё десять лет назад система отбора «своих» для участия в социальном проекте была успешно опробована на сервисе блогов LiveJournal – тогда проект работал только по приглашениям, получить которые можно от актуальных участников сервиса.
Именно так решили ограничить свою аудиторию авторы социальной сети для евреев «Аидише» – попасть сюда могут пользователи только по приглашениям других участников или после обращения в администрацию ресурса.
Закрытые социальные сети существуют во множествах проявлений, иногда довольно странных. Например, сервис для знакомств красивых людей Beautiful People, являющийся скандально известным после некоторых действий его администрации.
Среди таких действий – удаление профайлов и оплата услуг психолога людям, ставшим случайными посетителями сервиса, и которых администрация посчитала «не слишком красивыми», чтобы быть его пользователями.
Или удаление профайлов тех, кто набрал вес за каникулы. По аналогичному признаку объединяет пользователей сервис HotEnough.
Существуют среди социальных сетей настоящие элитные клубы, например, Decayenne (соцсеть, созданная богатыми людьми, попасть в которую можно только по приглашению), Squa.re (соцсеть для богатых, в которой принято демонстрировать свои яхты и виллы), Affluence.org (соцсеть для тех, кто зарабатывает более $300 тыс. в год – попасть можно по приглашению пятерых участников проекта).
Ещё один тренд развития социальных сетей – закрытые профессиональные сообщества, внутри которых общаются люди определенной профессии, и попасть куда тем, кто не вхож в «касту избранных», практически невозможно.
Примером такого проекта в Рунете является социальная сеть «Доктор на работе». Кроме того, в Рунете существует социальная сеть адвокатов LawyerSocial, социальная сеть маркетологов MarketingPeople, сообщество менеджеров E-xecutive.
Авторы проекта «Доктор на работе» строго ограничивают членство в своем закрытом онлайн-клубе. Чтобы стать участником этого проекта, пользователю нужно ответить на несколько медицинских вопросов, после чего подтвердить диплом специалиста, например, прислав его отсканированную копию. В Рунете также существуют и другие закрытие социальные сети для врачей — Evrika.ru, iVrach, ВрачиРФ, Медтусовка.
По мнению аналитиков, именно за нишевыми, узкоспециализированными социальными сетями – будущее. Это мнение подтверждается недавней новостью о том, что Билл Гейтс, основатель корпорации Microsoft, вложил $35 млн в социальную сеть для ученых ResearchGate.
Нишевые профессиональные сети – это социальные сервисы, полезность которых ярко выражена и чётко определена. Деловые социальные сети – это инструменты профессионального общения, поиска коллег и обмена мнениями.
Например, ResearchGate – это сервис, на страницах которого учёные могут делиться своими разработками, в том числе не публиковавшимися ранее, а также отчётами об экспериментах, в том числе неудачных. Уже есть примеры совместных открытий, сделанных в результате взаимодействия с помощью ResearchGate.
Интерес к нишевым узкоспециализированным социальным сетям активнее проявляют и рекламодатели, которые получают с их помощью гарантированный доступ к своей целевой аудитории.
Не менее интересными могут быть и другие, не столь очевидные способы монетизации. Например, рекламодатели могут быть заинтересованы в получении обратной связи именно от участников профессионального сообщества с помощью опросов и анкетирования.
Статистическая информация может быть интересна компаниям, которые проводят разные исследования и они будут готовы платить за эти сведения.
В нишевых сервисах рекламодатели могут получать комплексные рекламные предложения, в состав которых войдёт также внедрение рекламы в контент, а пользователи таких сервисов более лояльно отнесутся к такого рода рекламе.
Кроме того, таргетированная реклама в таких сообществах более эффективна, ибо она демонстрируется непосредственно целевой аудитории. Еще один аргумент — в нишевых социальных сетях гораздо проще вводить платные сервисы.
Дело в том, что получая реальную пользу от таких проектов, в том числе возможности профессионального общения и роста, пользователи более настроены на оплату дополнительного функционала таких ресурсов.
http://www.towave.ru
Надежда Баловсяк