Внутреннее оформление магазина
15 октября 2011 г.Цвет, свет, звуки, запахи и композиция: компоненты внутреннего оформления магазина создающие его атмосферу
Позиционирование магазина — персональное восприятие магазина в сознании покупателя — определяется как его функциональными качествами, так и психологической атмосферой.
Атмосфера магазина помогает сформировать ход мысли человека и сконцентрировать в нужном направлении, говорит об уровне заведения и способствует вызову эмоциональной реакции, радости, подъема чувств. На восприятие магазина или отдела покупателями влияет цветовая гамма интерьера. Запахи используются для стимулирования импульсных покупок продуктов питания. Форму, как и цветовые сочетания, можно использовать как определенный код, предугадывая, организуя и направляя действия покупателей.
Атмосфера магазина:
- помогает сформировать ход мысли человека и сконцентрировать в нужном направлении,
- говорит об уровне заведения,
- способствует вызову эмоциональной реакции, радости, подъема чувств.
Компонентами атмосферы магазина являются:
- Использование торгового пространства — размер, планировка, распределение площадей, возможности движения покупателей.
- Торговое и расчетное оборудование.
- Освещение в зале и подсветка оборудования.
- Цвета интерьера. Теплые цвета действуют активно, бодрят, холодные — успокаивают, располагают к отдыху.
- Место расположения магазина — деловые или спальные районы.
- Широта ассортимента.
- Уровень цен.
- Витрины.
- Наличие, подбор, громкость музыки.
- Запахи и температура внутри помещения.
- Уровень услуг.
В психологии мерчендайзинга используется метод комбинированного воздействия на покупателя. Существуют следующие чувственные (эмоциональные) составляющие атмосферы магазина:
- освещение;
- использование цветов и цветовых сочетаний;
- композиции — сочетание форм и объемов;
- звуки и музыка;
- запахи;
- использование шрифтов и надписей.
Основные принципы использования чувственных компонентов в магазине:
- Все чувственные компоненты должны создавать единый образ магазина.
- Обращение к покупателю внутри магазина должно быть сдержанное.
- Среди различных вариантов композиции и цветовых решений следует останавливаться на наиболее простых и понятных решениях.
- Доминировать и запоминаться должны сами товары, а не фон, на котором они представлены.
- Удобство покупателя стоит выше оригинальности композиционных решений.
- Количество акцентов должно быть ограничено. Выделять в магазине следует не более 15-20% товаров.
1. Освещение и световые эффекты
Освещение в магазине служит для достижения хорошей обозримости товаров и создания определенного настроения, пробуждения эмоций. Характеристики качества освещения торгового зала:
- Освещенность. Является результатом действия прямых и отраженных световых потоков.
- Предметы интерьера. Осветительные приборы должны ориентировать покупателей.
- Цветопередача. Солнечный свет является эталоном. Опасность представляют цветные светильники.
- Цвет и оттенок освещения. Холодное освещение магазину категорически противопоказано.
- Равномерность освещения. Затененные участки покупатель не любит. Равномерное освещение вызывает ощущение широты возможностей выбора.
- Отсутствие нежелательных эффектов отражения света. Необходимо учитывать угол зрения покупателей.
- Отсутствие повреждений или порчи товаров в результате перегрева от осветительных приборов.
Могут быть следующие варианты освещения стеллажей товаров:
- освещение сзади — заглушает объем, смягчает цветовые различия на упаковках. Используется для подчеркивания силуэтов и прозрачных товаров;
- освещение с боков — усиливает объем, подчеркивает вертикальные грани. Используется для рельефных и прозрачных упаковок;
- освещение сверху и снизу — усиливает горизонтальные грани выставленных товаров.
2. Особенности восприятия цвета
Задачами оценки цветовых решений являются:
- Соответствие цветов интерьера характеру продукта и спроса. Соответствие цветов интерьера общей идее магазина.
- Создание цветовой гармонии и тональной организации выкладки. Использование упорядоченной системы выбора цветовых сочетаний.
- Привлечение внимания. Использование цветовых контрастов.
- Удобство выбора товаров определенного цвета для покупателя, если товар представлен широкой цветовой гаммой.
- Создание определенного настроения, связанного со свойствами и преимуществами товара, обращение к цветовым ассоциациям. Связь ощущений, вызванных цветами оформления и свойствами товара.
Цветовая гармония связана с эмоциональным впечатлением а сочетания цветов. Американские ученые Г. Джадд и Г. Вышецки приводят основные принципы цветовой гармонии:
- Производить отбор цветов надо на основе упорядоченной системы, которая может быть признана и эмоционально оценена. Например, любые три цвета, лежащие на любой правильной траектории (прямая линия, эллипс, окружность) цветового глобуса (спектра). Цветовой глобус имеет следующие характеристики: полюса цветового глобуса — белый и черный, по экватору расположены цвета спектра, цветовая интенсивность изменяется от полюса к полюсу.
- Гармоническое сочетание — сочетание, которое наиболее привычно покупателю. Лучшее руководство по гармонии — природа.
- Если использовать очень близкие цвета, они начинают восприниматься как один.
- Цветовые пятна темного цвета, такие, как коричневый (кофе, шоколад), при недостаточном освещении вызывают ощущение крупной тени, провала, дыры. Светлые пятна (композиция упаковок белого цвета) зрительно приближают товар к покупателю, но надписи на упаковке могут казаться менее заметными.
На восприятие магазина или отдела покупателями влияет цветовая гамма интерьера. Для описания наиболее общих особенностей восприятия цвета разделяются на группы.
Теплые и холодные. К теплым цветам относятся оттенки красного, оранжевого и желтого, к холодным — зеленого, голубого, синего и фиолетового. Психологические эффекты, вызываемые теплыми и холодными цветами, прямо противоположны. В отделке магазинов активно используется так называемое свойство температуры: в помещении, окрашенном в теплые тона, температура субъективно воспринимается на 4-7 градусов выше, чем в точно таком же зале, выдержанном в холодных тонах. Соответственно, когда нужно подогреть, активизировать покупателей, подтолкнуть к совершению импульсных покупок, применяют цвета теплые.
В зимнее время недостаток красок и охлаждение организма делают магазин, где преобладают теплые тона и оттенки освещения, особенно привлекательным. Весной же для повышения продаж используется зеленый цвет, отвечающий желаниям покупателей восполнить нехватку витаминов, свежих овощей и фруктов.
Зеленый цвет относится к нейтральным цветам, поэтому он может использоваться в разных отделах. Движение «зеленых» за экологические чистые продукты придает ему дополнительную смысловую нагрузку. Задача задержать покупателя около отдела с дорогими товарами (или товарами, связанными со здоровьем), заставить расслабиться и подумать, не беспокоиться по поводу расходов и ошибок в выборе, решается с помощью холодных цветов.
Снизить активность с помощью холодных цветов можно и в местах, где собираются очереди. Это поможет покупателям избежать конфликтов, раздражения, которые дают ощущение усталости от покупок в часы пик.
Спектральные и земляные. Цвета спектра в оформлении отделов ассоциируются с натуральностью, свежестью продукта, с их помощью можно подчеркнуть новизну изделия. Земляные (бежевый, коричневый, бутылочный и др.) называются так потому, что их производили из цветных почв и они наиболее точно передают цвета земли. Такая гамма хорошо смотрится в оформлении отделов, торгующих «колониальными» товарами (кофе, какао, шоколад), отделов алкогольной продукции, керамики, изделий из кожи и древесины.
Ахроматические цвета. Белый — цвет абсолютной чистоты и порядка, в цветовом оформлении интерьеров он играет ведущую роль. В качестве цвета порядка и аккуратности белый широко применяют для обозначения площадей складирования, для разграничения направлений движения, для различных указателей и дорожных знаков. Дисциплинирующее воздействие белого цвета наблюдал Генри Форд: он подметил, что если темные, плохо освещенные углы покрасить в белый цвет и улучшить их освещенность, работники станут вести себя более организованно и культурно. Аналогичное свойство имеют оттенки светло-серого, к тому же их нейтральность позволяет покупателям сконцентрировать внимание на товарах.
Яркие и сдержанные. Яркие, «кричащие» цвета больше нравятся людям с низким достатком, в то время как большинство людей состоятельных, достигших успеха, предпочитают сдержанные цвета. Хорошие результаты дает применение ярких цветов в оформлении отдела замороженных продуктов и товаров для детей.
Насыщенные цвета выражают силу и энергию, целеустремленность или страсть и традиционно применяются в отделе товаров для спорта и отдыха. Темные цвета фона придают дополнительную глубину, на витринах это можно использовать для выделения и повышения значимости товара. Пастельные идеальны для передачи настроения нежности, легкости и изящества и поэтому часто встречаются в оформлении магазинов, предлагающих товары для женщин. Иногда наслаждение изысканным вкусом продуктов и напитков передается с помощью пастельных тонов. Наименьшее раздражающее воздействие свойственно холодным и нейтральным цветам — зеленому, голубому и фиолетовому разных оттенков. Они могут использоваться для оформления больших плоскостей, а раздражающие пригодны лишь для небольших поверхностей и деталей интерьера.
Цвета оформления торгового зала и его элементов призваны помочь товару раскрыть свои притягательные стороны. Сфера эмоционального восприятия тяготеет к полихромии, рационального — к монохромии. Этот аспект важно учитывать для групп товаров, требующих серьезного размышления при выборе, и применять один цвет в оформлении товарных витрин. Вообще для витрин рекомендуемое количество различных цветов — не более двух, но цветов и оттенков может быть больше, если сама группа товаров имеет близкие цвета, например белая посуда. На знаках и указателях лучше использовать единую гамму, содержащую не более 5 различных цветов.
Наиболее сильным раздражителем является оранжевый цвет. Далее следуют желтый, красный, зеленый, темно-красный и пурпурный. Яркий теплый желтый цвет, пожалуй, лучше других подходит для сообщений о распродажах и новых товарах. На нем хорошо читается текст, а по воздействию он намного эффективнее привычного белого. В последнее время торговцы и маркетологи все больше обращают внимание на привлекающее свойство желтого цвета, что привело к появлению желтых ценников. Однако такие ценники создают лишние, отвлекающие от товара акценты, а большое количество мелких желтых пятен может раздражать покупателей.
Привлечь внимание к группе товаров можно с помощью цветовых контрастов:
- помещать рядом упаковки контрастных цветов;
- размещать в центре группы товар, упаковка которого сама использует наиболее сильные контрасты;
- располагать товар на контрастном фоне.
3. Свет, цветовые сочетания и сезонность. Звуки и музыка
В зимнее время необходимо восполнять недостаток красок избыточным освещением и стимулировать эмоции покупателей использованием теплых тонов.
Необходимо устранять нежелательные звуки — шум с улицы, гудение в трубах, шум вентилятора и т. п. Способствовать тому, чтобы магазин запомнился покупателю, может необычное звуковое оформление. Например, в ТЦ «Крокус Сити Молл» вместо традиционной музыки слышится пение птиц, гармонирующее с раскидистыми пальмами, растущими прямо в торговом центре. Причем звучание настолько правдоподобно, что у клиента создается впечатление, что в ветвях пальм поют настоящие птицы.
Полезно использование звуковых сопровождений различных секций, магазинного радио с редкими сообщениями. Медленная спокойная музыка создает более расслабляющую атмосферу в магазине, побуждая покупателей не спешить и оставаться в магазине. Быстрая музыка обладает противоположным эффектом — прогулочный шаг превращается в более быстрый, что в основном используется в часы пик для ускорения движения покупателей.
По наблюдениям менеджеров проекта сети супермаркетов «Седьмой континент», грамотно подобранная музыкальная композиция повышает продажи на 10—15%.
Основные критерии, по которым выбирается акустическое оборудование, — это высота потолков и расстановка торговых рядов. В зависимости от высоты выбирается тип и мощность громкоговорителей, а в зависимости от расстановки торгового оборудования составляется план их расположения. Если потолки стандартные — до 4 м, то выбираются встраиваемые потолочные громкоговорители. Если потолки высокие, устанавливаются колонки настенного монтажа. Предпочтительнее, чтобы кабельные линии звуковой системы были проведены еще до открытия магазина — это поможет избежать проблем, связанных с монтажом.
4. Запахи
Запахи используются для стимулирования импульсных покупок продуктов питания.
Использование мини-пекарен создает аромат свежеиспеченного хлеба. В непродовольственных магазинах хорошую атмосферу создают запахи дорогого трубочного табака, мебели с кожаной обшивкой.
Создание ароматических эффектов возможно с помощью системы вентиляции и кондиционирования. Об этой функции необходимо позаботиться на этапе проектирования соответствующих систем. При невозможности использования централизованной вентиляционной системы используются локальные ароматизаторы (в помещениях площадью до 200 кв.м.).
5. Композиция в выкладке товаров
Форму, как и цветовые сочетания, можно использовать как определенный код, предугадывая, организуя и направляя действия покупателей.
Принципы композиции выкладки товаров:
- Простые и симметричные формы и композиции лучше воспринимаются и запоминаются, чем сложные.
- Несбалансированные композиции вызывают ощущение дискомфорта.
- К созданию композиций на торговом оборудовании применимы основные составляющие архитектуры: польза (удобство и прибыльность); прочность (устойчивость); красота.
Виды композиций по использованию пространства:
- Плоскостная композиция — организуется в одной плоскости, минимально использует объем и глубину. Сама плоскость может иметь в плане криволинейные очертания.
- Объемная композиция — полноценно использует все три пространственные оси.
- Пространственная композиция — использует также три оси, причем глубина имеет преобладающее значение.
Виды композиций по симметричности:
- Симметричная композиция — базируется на устойчивом равновесии составляющих элементов. Симметричная композиция с элементами асимметрии — равновесие с элементами динамики (присуще телу человека или животного).
- Асимметричная композиция — основана на динамическом равновесии. Асимметричная композиция с элементами симметрии — симметричные элементы находятся в динамическом равновесии.
Ритм в выкладке — определенное повторение товаров сходного размера и других элементов (ценников, рекламных материалов, декоративных деталей) с соблюдением равного расстояния между ними. Ритмичность создает ощущение порядка, но без акцентов делает выкладку скучной. Важно соблюсти правильное соотношение объемов, но наиболее важные факторы — равновесие и зрительная устойчивость выкладки.
Формируя композицию, можно привлекать внимание к общей зоне определенной формы: овал, круг концентрируют внимание на том, что расположено в центре, а любые грани и углы являются активными зонами и концентрируют на себе внимание покупателей.
Рекламные витрины в торговом зале используются для эффективной рекламы товаров и распространения информации в магазине.
Виды рекламных витрин:
- Текстово-цветовые витрины — имеют лишь рекламные тексты и геометрические фигуры различных цветов.
- Товарно-декоративные витрины — сочетание товаров и декоративных элементов.
- Сюжетные витрины — применяют различные сюжеты, жанровые сцены.
- Тематические витрины — посвящаются специальным предложениям и новинкам.
Задачи рекламной выкладки товаров:
- Информирует покупателей об имеющихся в продаже товарах.
- Знакомит покупателей с качеством, способами применения и особенностями товаров.
- Напоминает о сопутствующих товарах.
Виды рекламных выкладок:
- Информационная выкладка — большое место отводится информации: плакатам, буклетам, схемам.
- Выкладка-консультация — акцент делается на возможностях применения товара. Даются рекомендации по использованию товара.
- Выкладка-напоминание — создает образ товара, преобладают фотографии, картинки, рекламные призывы.
6. Знаки и указатели
Группы знаков:
- иконические — изображения обозначаемых объектов;
- знаки-индексы — указывают на причинно-следственную связь с обозначаемым предметом;
- знаки-символы — символическое изображение продукции, условно ассоциативные жесты, символические изображения действий.
Общие требования к указателям:
- цветовая гамма должна содержать не более трех цветов,
- желательно, чтобы знаки имели единый формат,
- знаки и изображения должны соответствовать имиджу магазина,
- размер указателей зависит от величины торговой площади и объема магазина.
Указатели должны помогать покупателю находить дорогу к интересующим его отделам и товарам, обращать внимание на товары, о которых он еще не думал. Располагаться указатели должны немного выше уровня глаз или под потолком.
7. Использование шрифтов
Различные шрифты используются в магазине при изготовлении ценников, выборе и разработке рекламы внутри магазина, оформлении витрин.
Правила применения шрифтов:
- надписи лучше располагать прямо, а не под углом,
- издалека лучше читается шрифт без изменения ширины букв,
- белая надпись на черном фоне выглядит более крупной, в одном объявлении лучше использовать не более двух различных шрифтов,
- цвет шрифта не должен быть близким к цвету фона,
- надписи на белом фоне могут восприниматься официально, поэтому казаться менее значительными, много места и мелкий шрифт — низкая эффективность информирования в магазине.
Автор: Сергей Mxитapян, кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (MЭCИ)
Источник: Элитариум