Рынок кофе и чая 2011

25 декабря 2011 г.
Рекомендую

По итогам 2010 года*, объем российского производства кофе в стоимостном выражении составил около 26 млрд рублей, что на 12% выше показателя аналогичного периода предыдущего года. Стоимостной объем производства чая также показал рост относительно аналогичного показателя предыдущего года – на 8%, составив около 30 млрд рублей.

КОФЕ

Открытие кофе относится приблизительно к 850 году н.э., однако широкое признание бодрящий напиток получил лишь много столетий спустя. Датой рождения растворимого кофе считается 24 июля 1938 года. Столь популярный сегодня напиток придумал швейцарский химик Макс Моргенталлер. Он перенял опыт у своего японского коллеги Сатори Като, который разработал технологию производства порошкового чая. Однако ни эксперты, ни потребители поначалу не оценили вкус, аромат и удобство приготовления растворимого кофе. Возможно, мир так никогда и не принял бы новшество, если бы не Вторая мировая война. На фронт нужно было поставлять много кофе, простого в заваривании. И тут пригодилось изобретение Моргенталлера. Продукт швейцарского химика имел успех у солдат, ведь кофе можно было заварить, не вылезая из окопа. В результате компания, на которую работал Моргенталлер, заключила значительное число контрактов на поставки растворимого кофе американским солдатам прямо на поля сражений. По окончании войны бывшие солдаты поняли, что не могут отказаться от напитка, так сильно они к нему привыкли. По подсчетам специалистов, сейчас в мире ежедневно потребляется более 2,25 млрд чашек кофе, большая часть которого – растворимый.
Официальная статистика утверждает, что сейчас в России на душу населения в среднем ежегодно приходится по 300 граммов растворимого и заварного кофе. Устойчивость спроса на кофе – как растворимый, так и заварной, – специалисты объясняют высокой привязанностью потребителей к этому напитку: даже при резком повышении цен лишь незначительная часть потребителей готова отказаться от него. В России растет как число любителей кофе, так и объемы его потребления на человека. Бурное развитие кофейного бизнеса в нашей стране и растущая популярность проведения деловых встреч в неформальной обстановке привели к тому, что посещение кофейни становится все более актуальным. Только в Москве посетители кофеен ежегодно оставляют там 6,3 млрд рублей. Процессы глобализации, характерные для последнего десятилетия нашего века, накладывают непосредственный отпечаток на предпочтения потребителей. Европейский уклад жизни становится все более привлекательным, и россияне все чаще начинают новый день с чашечки утреннего кофе.
Темпы прироста производства кофе в посткризисное время в среднем оцениваются на уровне 11-15% (рис. 1).

ris.1

Как показывает анализ, проведенный компанией «ПКР», наибольшая доля российского производства приходится на растворимый кофе. Согласно прогнозам специалистов, в ближайшие годы продолжится тенденция роста производственных мощностей, что будет связано с увеличением спроса и потребления растворимого кофе. Например, ООО «Нестле-Кубань» (ТМ Nescafe) в октябре 2011 года ввела в эксплуатацию новое производство сублимированного растворимого кофе в г. Тимашевске Краснодарского края. С выходом на плановую мощность фабрика будет ежегодно производить около 36 тысяч тонн сублимированного кофе и кофейных напитков. По данным компании, объем инвестиций в производство с 2009-го по 2011 год оценивается в 7 млрд рублей.
Если отталкиваться от потребления, то на российском кофейном рынке можно выделить 6 ведущих игроков: ООО «Крафт Фудс Рус», ООО «Нестле Россия», ООО «Паулиг Кофе», ООО «Чибо СНГ», ООО «Сара Ли Рус» и ООО «Монтана Кофе» – все они являются членами союза «Организация производителей кофе в России»**. На долю лидеров приходится около 65% рынка кофе в натуральном выражении.
Основная доля натурального кофе, выпускаемого российскими производителями, представлена под маркам «Арабика», «Коломбо» «Суаре» и «Царь Петр» (ЗАО «Московская кофейня на паяхъ») – в 2010 году объем продукции под этими марками составил более 237 млн чашек (рис. 2).

ris.2

Также значительные объемы производства принадлежат маркам «Монтана кофе» (Холдинг «Монтана кофе»), «Кофе» (ОАО «Комбинат детского питания и пищевых концентратов» («КДППК») и «Леаланис» (ООО «Леаланис», Москва).
Что касается производства растворимого кофе, то здесь лидирует марка Nescafe (ООО «Нестле Россия») – в 2010 году было выпущено более 15 млрд чашек напитка под этим брендом (рис. 3).

ris.3

Значительные объемы растворимого кофе выпускаются под марками Carte Noire, Maxwell House (ООО «Крафт Фудс Рус»), Milagro (Milagro Food Industries Ltd.***) и «Кофе» («КДППК»).
Среди наиболее успешных марок кофейных напитков «3 в 1», выпускаемых отечественными предприятиями, стоит отметить Coffee Club, Lovare и ChocoClub (ЗАО «Сантэк», Московская область), а также «Аромат», «Золотой колос», «Летний», «Невский» и «Утро» («КДППК») (рис. 4).

ris.4


Около 90% ввозимого в Россию кофе обеспечивается 15 крупнейшими странами-импортерами. Совокупный объем поставляемого кофе в 2010 году составил 88 366 тысяч тонн, или 20,8 млн чашек, в натуральном выражении и $ 381 564 тысяч – в стоимостном. Главным импортером кофе в Россию является Вьетнам – на эту страну в натуральном и стоимостном выражении приходится соответственно 28,3 и 9,6% поставок (табл. 1).

tab.1

Также ведущими поставщиками кофе в РФ в 2010 году стали Бразилия и Индия.
Основная доля экспортируемого кофе – 90% всего экспорта – приходится на 8 стран. При этом совокупный объем экспорта в 2010 году составил 341 тысячу тонн, или 1,8 млн чашек, в натуральном выражении и $ 1780 тысяч – в стоимостном. Основной страной–получателем экспортируемого кофе является Украина, на долю которой в натуральном и стоимостном выражении приходится соответственно 73,5 и 70% экспорта (табл. 2).

tab.2


Объемы импорта превышают объемы экспорта в среднем на 90% в натуральном выражении, при этом соотношение в разбивке по видам кофе остается тем же (рис. 5).

ris.5

Наибольшую долю в структуре импорта занимает растворимый кофе – на него приходится 68% общего объема поставок. Доля импорта натурального кофе составляет 27%, а кофейных напитков – 5%. В структуре экспорта наибольшая доля – 83% – также принадлежит растворимому кофе. На втором месте располагается натуральный кофе с долей 14%, на долю кофейных напитков приходится всего 3% экспортируемого объема кофе.

ЧАЙ

С точки зрения состава чай является единственным в своем роде продуктом. Первые серьезные исследования состава этого растения, предпринимались на чайных плантациях острова Ява еще в начале 20-го века. Однако до сих пор «химия» чая изучена не до конца. Это растение содержит около 300 различных химических веществ, сочетание которых уникально. Такое сочетание не может быть заменено никакими другими препаратами и веществами, а потому особенно ценно для организма человека.
В процессе подготовки – сушки – чайного листа к продаже и употреблению утрачивается около 70% веса по отношению к весу свежесрезанного листа. Однако даже в качественно высушенном чайном листе остается около 3-5% воды.
Пакетированный чай был изобретен в 1904 году. Желая сэкономить на рассылке пробных образцов чая своим клиентам, американский предприниматель Томас Салливан упаковал их не в металлические баночки, как было принято, а в маленькие шелковые мешочки. Торговцы очень удивились такой расфасовке и подумали, что сам мешочек необходимо опускать в чашку. Так и родилась идея заварки чая и сам продукт, который широко используется во всем мире. При дальнейшем усовершенствовании продукта производители стремились исключить вкус оболочки или пакетика и постепенно переходили от шелка к современной фильтр-бумаге, которая изготавливается из натуральных компонентов.
В наше время пакетированный чай соответствует требованиям большинства потребителей. В результате приготовление и потребление чая стали очень удобными и, что немаловажно, не требующими много времени процессами. Купить пакетированный чай можно, не опасаясь наткнуться на подделку, так как это единственная продукция, которую не фальсифицируют из-за дороговизны производства.
Лидером в производстве черного байхового чая в 2010 году стала компания «Невские пороги» (Ленинградская область), которой принадлежало 66,5% общего объема производства в натуральных показателях (рис. 6).

ris.6

Фабрика является дочерней организацией ЗАО «Орими Трэйд» (ТМ «Принцесса Нури», «Принцесса Канди», «Принцесса Гита»).
В сегменте производства зеленого чая также наибольшую долю – 88% в натуральном выражении – занимает компания «Невские пороги» с ТМ «Принцесса Ява» (рис. 7).

ris.7


Стоит отметить, что большие объемы чая перевозятся через Россию в другие страны. При этом примерно 85% поступающего в страну продукта экспортируется после прохождения ферментации и расфасовки в пакеты. Это объясняется тем, что таможенные пошлины на въезд нефасованной продукции гораздо ниже, чем на ввоз полностью готового к употреблению чая, да и логистические издержки ниже.
Совокупный объем импорта чая в 2010 году составил около 123 тысяч тонн в натуральном выражении и около $ 300 млн – в стоимостном. При этом 90% рынка в натуральном и стоимостном выражении обеспечивается шестью крупнейшими странами-импортерами (табл. 3).

tab.3


Совокупный объем экспорта чая в 2010 году составил 128,5 тысячи тонн в натуральном выражении, или $ 34 млн – в стоимостном. Примерно 85% поступающего в страну чая реэкспортируется после прохождения ферментации и расфасовки в пакеты. Главной страной–получателем чая является Таджикистан, на долю которого приходится 95,4% поставок в натуральном выражении (табл. 4).

tab.4


В структуре импорта преобладают поставки черного листового чая – около 70% всех поставок. На зеленый чай приходится около 16%, а на травяные чаи – 6,5% поставок.

ПОТРЕБЛЕНИЕ КОФЕ И ЧАЯ

Исследования, проводившиеся порталом cofeetea.ru летом и осенью 2011 года, позволяют сделать некоторые выводы о культуре потребления кофе и чая в России.
Большинство потребителей кофе предпочитают приобретать его в супер- и гипермаркетах 2-3 раза в месяц. При этом важным критерием при выборе является не только стоимость, но и известность марки, а также удобная, интересно оформленная упаковка, ее вес и материал, из которого она изготовлена. Предпочтения чаще всего отдается растворимому кофе в стеклянных банках.
На чайном рынке дела обстоят немного иначе. Наиболее популярен пакетированный чай, который чаще всего приобретается в супермаркетах. Однако высока и доля ценителей листового чая, приобретающих данный товар в специализированных магазинах. В среднем, россиянин выпивает 3-5 чашек чая в день.
Также стоит отметить, что домашнее чае- и кофепитие постепенно заменяется походом в чайные дома и кофейни. Это свидетельствует о росте интереса к качественному товару, а значит, есть предпосылки к росту элитного сегмента чая и кофе. При этом по данным исследования компании Nestle, 50% респондентов готовы покупать большую чашку кофе вместо стандартной, даже если она будет немного дороже.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА КОФЕ И ЧАЯ
Отечественное производство чая и кофе наращивает свои мощности. Это обусловлено не только увеличивающимся спросом, но и тем, что цены на сырье продолжают расти. Производители поднимают отпускные цены, вследствие чего некоторые розничные сети отказываются с ними сотрудничать. Так, например, рост цен растворимого кофе только за сентябрь 2011 года в среднем составил 17%.
Рост инвестиций в производство кофе на территории России со стороны игроков рынка наблюдается с момента отмены пошлины на ввоз зеленого кофе и в данный момент проходит фазу активного развития.
Среди основных тенденций рынка чая и кофе можно отметить медленное смещение предпочтений потребителей из экономичного сегмента в сегменты натурального элитного кофе и неароматизированного чая.
В настоящий момент российский рынок чая и кофе находится на стадии насыщения. Если раньше производитель стремился расширить свою продуктовую линейку за счет применения различных вкусовых и ароматических добавок, предоставляя тем самым больший выбор потребителю, то теперь наблюдается так называемая брендовая война, где большее внимание уделяется именно качественной составляющей продукта. Такая политика обусловлена тем, что предпочтения российского потребителя очень сложно спрогнозировать, поэтому необходимо обеспечить себе статус благонадежного производителя на долгосрочную перспективу, а не просто расширять производство. Завоевать доверие у российских потребителей в отношении качества выпускаемой продукции – главная задача производителей на ближайшее будущее.

* Данные приведены на основе отчета 79 компаний по коду ОКВЭД.

** Компании перечислены в порядке убывания долей рынка в натуральном выражении.

*** С 2001 года компания приступила к размещению собственного производства на заводе «Интеркафе» – российском предприятии немецкой компании Deutsche Extrakt Kaffee в Московской области.

Автор: компания «Профессиональные комплексные решения»
Источник:  Foodmarket.spb.ru

Перейти к списку материалов раздела »