Рынок соков

28 июня 2012 г.
Рекомендую

По данным компании «Маркет Аналитика», на долю отечественной соковой продукции приходится до 98%, импорт соков составляет соответственно около 2%.

Таким образом, отечественный рынок соковой продукции практически полностью формируется за счет собственного производства. Учитывая этот факт, показатель объема рынка фактически идентичен показателю производства. Между тем сырье, необходимое для производства соковой продукции (концентрат), - в основном импортного производства, так как многие фрукты не произрастают на территории РФ.

 

По информации Российского союза производителей соков (РСПС), объем производства соков в РФ по итогам 2011 года увеличился на 1,8% и вырос с 2,957 млрд литров в 2010 году до 3,011 млрд литров(рис. 1).

ris.1


По данным экспертов, отечественный рынок соков и в дальнейшем будет развиваться невысокими темпами – на уровне 3-6% в период 2012-2015 годы.


Между тем официальная статистика оценивает российский рынок соковой продукции на уровне 3,3 млрд литров, при этом, по сравнению с аналогичным показателем 2010 года, производство сократилось на 5,3%.


Причинами подобных расхождений в оценках может быть то, что Росстат, стремясь гармонизировать статистический учет со странами Евросоюза, изменил классификацию видов экономической деятельности, а также классификацию видов продукции в 2011 году. Кроме того, данные Росстата включают в себя объем производства соков фруктовых и овощных, соков для детей, а также нектаров и других фруктовых напитков.
Наибольшую долю в производстве соковой продукции в РФ составляют нектары - 50%, на втором месте по объему производства находятся соки - 40% (рис. 2).

ris.2

Далее следуют сокосодержащие напитки с 8% рынка и морсы - 2%.
Самый богатый выбор соков предлагают своим покупателям компании ОАО «ВБД - Продукты питания» (PepsiCo), ОАО «Лебедянский» (PepsiCo), ЗАО «Мултон» (Coca-Cola), ООО «Нидан соки» (Coca-Cola). Продукция перечисленных компаний продается в большинстве торговых точек Москвы и Московской области.


Особенно широкий видовой ассортимент соков, нектаров, напитков и морсов представлен в крупных гипермаркетах Москвы и МО. Там можно приобрести, помимо отечественной продукции, соки и напитки зарубежных компаний. Основными поставщиками соков из стран СНГ являются Армения и Азербайджан, главным образом, это гранатовый и ежевичный сок. В небольших продуктовых магазинах и палатках выбор скромнее, ассортимент составляют торговые марки: «Любимый сад», «Добрый», «Фруктовый сад», «J7», «Тонус», «Моя семья», реже Santal, Rich и Caprice и другие. 


По данным Nielsen, крупнейшими игроками рынка по объемам производства являются следующие компании: PepsiCo – («Лебедянский», «Вимм-Билль-Данн Напитки»), Сoca-Cola («Мултон», «Нидан соки»), «Сады Придонья», «Интерагросистемы», «Санфрут». Причем на долю первых двух крупнейших производителей - компаний PepsiCo и Coca-Cola - приходится 71% рынка в натуральном выражении.


Следует также отметить, что на соковом рынке активно развиваются бренды, принадлежащие не только производителям, но и розничным сетям (private label). Продают соки под собственной торговой маркой почти все крупнейшие продуктовые сети.


По данным РСПС, при выборе сока в магазине потребитель в первую очередь обращает внимание на производителя (бренд), состав (натуральность) и упаковку. 
Семейное положение оказывает определенное влияние на потребление - чем больше семья, тем активней она потребляет соковую продукцию. Кроме того, в семьях с детьми до 16 лет соки покупают чаще, чем в семьях без детей.


По данным «Комкон», среди возрастных групп наиболее активными потребителями сока являются подростки от 10 до 15 лет, наименее активными - люди старше 55 лет (пожилые люди часто ограничены в средствах и не считают сок продуктом повседневного потребления).
Таким образом, самая массовая группа потребителей соковой продукции - мужчины и женщины 25-45 лет, семьи с детьми в возрасте от 4 до 11 лет.  Что касается вкусовых предпочтений, то на протяжении многих лет наиболее популярными вкусами остаются апельсиновый – ему отдали свои голоса 52% респондентов - и яблочный - 51%. Замыкают тройку мультифруктовые соки с долей 39,7%.

Стабильное лидерство апельсинового и яблочного соков на протяжении многих лет позволяет предположить, что данные виды соков еще долго будут пользоваться популярностью у российских потребителей.
По данным готового исследования компании «Маркет Аналитика» потребление соковой продукции в РФ в 2011 году составил около 20 литров на человека. По сравнению с показателем за 2000 год потребление выросло в четыре раза. Между тем, в странах Европы этот показатель находится на уровне 30-50 литров на человека в год. Таким образом, российский рынок соков имеет потенциал для дальнейшего развития, так как не достиг уровня потребления развитых стран. В структуре потребления около 12 литров приходится на нектары, 6 литров - на соки и 2 литра - на сокосодержащие напитки (рис. 3).

ris.3


Подводя итог, можно сказать, что отечественный рынок соков, скорее всего, близок к насыщению и в дальнейшем будет развиваться невысокими темпами – на уровне 3-6% в период 2012-2015 годы.
По мнению экспертов, большим потенциалом обладает сегмент сокосодержащих напитков, спрос на которые увеличивается год от года. Будет наблюдаться рост цен на соковые концентраты и общий рост рынка за счет увеличения потребления соков в регионах. Одним из основных сегментов, обеспечивающих рост рынка в стоимостном выражении, будет стопроцентный натуральный сок.

 

 

Источник:www.foodmarket.spb.ru 

Перейти к списку материалов раздела »