Рынок чая

15 июля 2012 г.
Рекомендую

На сегодняшний день чай потребляют около 98% россиян. Расширять продажи российским компаниям становится все сложнее. За последние три года наблюдается тенденция постепенного замедления роста объемов продаж – российский рынок чая приближается к насыщению. В связи с этим повышается уровень конкуренции, игроки укрепляют маркетинговую политику и рассматривают дальнейшие пути развития за счет продвижения российского чая в другие страны.

Еще одним способом увеличения продаж может стать наличие уникального ассортимента, однако, как утверждают эксперты, в большей степени перспективы компаний сегодня связаны с выходом на внешние рынки.

Несмотря на низкий рост объема продаж, российский рынок чая увеличивается в своем денежном выражении. Причиной этого является постоянное сокращение сегмента дешевого чая и увеличение высокого ценового сегмента.


Потенциальную емкость рынка в натуральном выражении эксперты оценивают в 200-220 тысяч тонн, рынок близок к насыщению и его рост в натуральном выражении незначителен.
Однако, несмотря на незначительный рост в натуральном выражении, рынок чая развивается за счет роста в стоимостном выражении. В 2010 году темп прироста объемов рынка в денежном выражении составил 14%, на 11% ниже по сравнению с 2009 годом (рис. 1).

ris.1

По итогам 2011 года был отмечен рост продаж чая в стоимостном выражении на 11,4% - до 85,7 млрд рублей.
Согласно мнению экспертов, дальнейший ежегодный рост рынка чая в натуральном выражении останется на уровне 2-5%. Но при этом цена чая на мировом рынке может существенно меняться, что может увеличить в течение года розничную стоимость продукта – и, соответственно, показатели рынка в стоимостном выражении – на 25% и более.


Изменения мировых цен на чай зависят от ситуации в странах – поставщиках сырья. Однако увеличение доли дешевого сырья не ведет к уменьшению цен на конечный продукт. Цены на чай, существующие на данный момент, вполне приемлемы для потребителей, следовательно, у производителей нет причин их снижать, сокращая собственный доход.


Среди двух основных параметров ценообразования можно отметить следующие: цены на сырье и особенности позиционирования марки на рынке (затраты на упаковку, продвижение и т.д.).
По данным Росстата, на март 2012 года средняя оптовая цена производителей составила 206 тысяч рублей за тонну и выросла, по сравнению с мартом 2011 года, на 3,5% (рис. 2).

ris.2

После достижения максимального значения за 2011 году в июле месяце - 213,4 тысячи рублей за тонну - цены производителей натурального чая начали снижаться, составив в октябре 2011 года примерно 182 тысячи рублей за тонну, однако затем снова последовал рост, и в январе 2012-го цена достигла нового максимума - 214,5 тысячи рублей за тонну.


Другая немаловажная статья расходов - упаковка. В отдельных компаниях затраты на нее превышают стоимость сырья. Производители чая констатируют удорожание упаковки из самых различных материалов – картон, пластик, жесть.


Несмотря на заявления производителей о росте цен, большинство розничных торговых сетей занимают довольно жесткую позицию по этому вопросу, вплоть до расторжения договоров. В настоящее время производители опасаются, что, как и в начале кризиса, магазины будут сокращать ассортиментную матрицу.


На сегодняшний день почти весь чай фасуют на территории РФ. С 2007 года российским производителям разрешили ввозить чайное сырье беспошлинно. Благодаря этому ряд компаний модернизировал производства, построил новые фабрики и фасовочные цеха. Как следствие рынок чая получил современную производственную базу, отвечающую самым высоким стандартам. Таким образом, на сегодняшний день внутреннее производство чая представляет собой расфасовку импортного сырья, в том числе с добавлением ароматизаторов.
Собственное производство чая-сырья в России находится на низком уровне. По данным аналитиков, сбор сырья составляет менее 1% от общего объема, используемого при производстве чая в стране.


Россия считается импортером чая номер один в мире. Импорт чая в Россию включает в себя как сырье для производства чая, так и готовую для розничной реализации импортную продукцию. По последним данным Федеральной службы таможенной статистики, объем импорта в 2011 году составил порядка 187 тысяч тонн, увеличившись по сравнению с 2010 годом на 3,4%. Из них на внутреннее потребление приходится около 170 тысяч тонн, а оставшиеся часть идет на реэкспорт, преимущественно в страны СНГ. Стоит отметить, что на долю чайного сырья приходится около 85% объема импортных поставок и лишь 15% - на долю уже расфасованного чая. 


В денежном выражении, по данным таможенной статистики, показатель объемов импорта составил $ 625 млн по итогам 2011 года, увеличившись на 11%.
Что касается дальнейшего развития рынка, то на данный момент можно выделить следующие тенденции:
* Рост оптовой цены на чай-сырье;
* Рост продаж в премиальном ценовом сегменте;
* Обострение марочной конкуренции в последние годы;
* Активное развитие экспорта чая крупнейшими игроками рынка;
* Рост цивилизованных форм розничной торговли в сегменте торговли чаем;
* Рост ассортиментного предложения на рынке;
* Изменение потребительских предпочтений в сторону нетрадиционных видов чая: рост спроса на зеленые, травяные и фруктовые чаи, вызванный повышением интереса к здоровому образу жизни; рост спроса на ароматизированные чаи; формирование новых сегментов рынка – белых и красных чаев, которые раньше пользовались значительно меньшим спросом;
* Увеличение объема продаж пакетированного чая, вызванное активным образом жизни.
В заключение отметим, что структурные изменения и сдвиги между категориями будут аналогичны тем, что наблюдались на протяжении последних пяти лет.

 

Ирина Никонорова,
Источник: www.foodmarket.spb.ru

Перейти к списку материалов раздела »