Рынок горячих напитков
20 июля 2012 г.По оценкам Euromonitor International в 2011 году розничный рынок кофе и чая вырос в стоимостном выражении на 26 и 7%, достигнув отметки в 117 и 107 млрд рублей соответственно. Последние годы были отмечены значительным ростом цен на кофе.
Одной из основных причин такого роста цен являлся экстремально сухой сезон в странах-производителях, уничтоживший весомую часть урожая и оказавший негативное влияние на рынок. Дополнительным катализатором для роста цен являлись такие факторы, как мировое увеличение спроса на продукт, и, как результат, увеличение количества и объемов спекуляций на кофейных биржах.
Все вышеупомянутые факторы привели к росту цен на кофе - как на мировом, так и на российском рынке. По оценкам Euromonitor International, цена на кофе в России выросла на 22%. Стоит подчеркнуть, что, несмотря на резкий рост цен, объем российского рынка кофе в натуральном выражении остался стабильным (рис. 1).
За долгое время кофе стал привычным повседневным напитком, и даже такая резкая динамика цен не оказывает существенного влияния на объем потребления.
РЫНОК КОФЕ
Если говорить о кофейном рынке, категорией, которая испытала наибольший рост стоимостного объема, была категория растворимого кофе. Основной причиной для такого сильного роста послужили подскочившие цены на Робусту, основной сорт для производства растворимого кофе. По экспертным оценкам, цена на Робусту с конца 2010 года до конца сентября 2011 года выросла почти вдвое. И все же, как уже отмечалось, учитывая тот факт, что за долгие годы кофе добился лояльности среди российских потребителей, даже такие резкие скачки в цене не повлияли на объем потребления этого напитка.
Наибольший рост показателя натурального объема испытала категория натурального кофе. Несмотря на то, что в течение долгого времени российские потребители всегда отдавали большее предпочтение растворимому кофе, в последние годы явно начинает просматриваться тенденция роста спроса на натуральный кофе. Это объясняется растущим интересом потребителей к продуктам более высокого качества. Если сравнить категории натурального и растворимого кофе, первый в сознании потребителей всегда будет качественно превосходить второй.
Согласно экспертным оценкам Euromonitor International, рост потребления натурального кофе будет продолжаться и в ближайшие годы. Тенденция перераспределения предпочтений от растворимого кофе к натуральному уже началась и будет продолжаться в течение прогнозируемого периода.
В 2011 году основными игроками на рынке оставались мультинациональные компании. Тройка лидеров - «Нестле Россия» (бренд Nescafe), «Крафт Фудс Рус» (бренды Jacobs, MaxwellHouse и CarteNoire) и TchiboFrisch-Rоst-Kaffee GmbH (бренд Tchibo) контролируют более 50% стоимостного объема кофейного рынка в целом.
Ключевым событием 2011 года стало введение в эксплуатацию двух фабрик по переработке кофе компаниями «Нестле Россия» и Paulig. До открытия нового завода «Нестле Россия» импортировала весь сублимированный растворимый кофе из-за рубежа, и только упаковывали его на территории России. После запуска этот завод сможет производить порядка 36 000 тонн растворимого кофе и других кофейных напитков.
В сентябре 2011 компания Paulig открыла завод по обжарке кофейных бобов, производству натурального кофе, молотого и в зернах, в Тверской области. Производственные мощности завода оцениваются в 6000 тонн в год, но при необходимости может быть увеличены.
На данный момент сложно дать точную оценку тому, насколько компании смогут сократить свои расходы, но можно сказать с уверенностью, что с открытием этих заводов на территории России «Нестле Россия» и Paulig смогут более гибко реагировать на волнения, ощущаемые на рынке.
РЫНОК ЧАЯ
Чай является традиционным напитком в России, поэтому рынок близок к полному насыщению - чай потребляют почти 100% населения, причем в среднем россиянин выпивает от трех до пяти чашек чая в день. Близость к насыщению является основной причиной того, что на протяжении уже нескольких лет рынок показывает небольшое замедление роста натуральных объемов: так, в 2011 году рынок достиг 185 000 тонн. Высокая консолидация рынка заставляет игроков переходить к неценовой конкуренции – улучшению качества продукта, расширению портфеля продуктов, представленных на рынке, инновационным технологиям в производстве и т. п.
Восстановление экономики после кризиса 2009 года, сопровождаемое повышением стандартов жизни, привело к росту интереса российских потребителей к продуктам высокого качества. Эта тенденция не обошла стороной и чайный рынок. Более чем 7%-ный рост стоимостного объема наблюдался в категории сортового черного чая* (рис. 2).
Данный рост объясняется тем, что российский потребитель становится более искушенным и начинает выражать большее предпочтение чаям, которые позиционируются в среднем и премиальном ценовом сегменте и расцениваются как более качественная продукция по сравнению с категорией стандартного черного чая.
ПЕРСПЕКТИВЫ РЫНКА
Будущую динамику цен на чай и кофе предсказать сложно, так как она тесно связана с погодными условиями, и этот фактор всегда будет расцениваться как угроза рассматриваемым рынкам. Также стоит отметить, что в случае с рынком чая и кофе стабильность цен может ощущаться только в течение короткого периода времени. К тому же хороший урожай в одной стране-производителе может сопровождаться скудным урожаем в другой.
Что касается рынка кофе в частности, по данным Euromonitor International, натуральный объем рынка натурального кофе будет расти и в будущем, достигая CAGR** 9% в период с 2011 по 2016 годы, в то время как CAGR растворимого кофе за тот же период будет равен 3%.
Тот факт, что натуральный объем рынка чая среднего и экономичного сегмента близок к вершине своего потенциального роста, растущее предпочтение к продуктам более высокого качества приведет к тому, что конкуренция перейдет на качественный уровень. Компании, заинтересованные в том, чтобы оставаться конкурентоспособными на рынке, будут вынуждены оптимизировать свои портфолио, добавляя продукцию более высокого качества, относящуюся к премиальному сегменту.
* Под сортовым чаем компания Euromonitor International подразумевает как чай из определенного региона (например, Darjeeling, Assam, Ceylon, Lapsang Souchong), так и ароматизированный чай (например, Earl Grey, черный чай с лимоном и т. п.).
** Совокупный среднегодовой темп роста.
Георгий Гребинский,
аналитик рынка
Источник: www.foodmarket.spb.ru