Рынок кондитерских изделий

22 июля 2012 г.
Рекомендую

Сахаристые кондитерские изделия являются товарами повседневного спроса и занимают преобладающую нишу на рынке кондитерских изделий. Их потребление растет из года в год: с 2007 по 2011 год оно увеличилось на 1,6 кг/чел. и составило 12 килограмм на человека в год.

Объем российского рынка сахаристых кондитерских изделий в 2010 году вырос почти на 10%, в 2011 году темп роста несколько замедлился, в результате объем рынка увеличился лишь на 4% – до 1,7 млн тонн сахаристой продукции.

В 2010 году продукция отечественных производителей занимала более 79% объема рынка сахаристых кондитерских изделий в натуральном выражении. Доля зарубежной продукции ощутима и образует пятую часть его объема. Наметившаяся тенденция незначительного роста доли импорта в 2011 сменилась ее еле заметным снижением, зарубежные поставки продукции сократились: доля импорта на рынке снизилась на 0,3% и составила 20,1%.


По оценкам Intesco Research Group*, несмотря на возможный рост отечественного производства сахаристой кондитерской продукции в 2012 году на 2,5%, доля импорта в соотношении импортной и отечественной продукции в условиях реального членства России в ВТО будет увеличиваться. К концу 2013 года объем российского рынка сахаристых кондитерских изделий прогнозируется на уровне 1,81 млн тонн, а доля импорта на нем может возрасти до 21%.


Рынок сахаристых кондитерских изделий входит в структуру рынка кондитерских изделий и, как уже отмечалось, занимает первое место по величине его объема. В 2011 году на него приходилось 57,8% объема кондитерского рынка. Если до 2008 года российское производство было в большей степени представлено мучной кондитерской продукцией, то начиная с 2009 года показатели производства сахаристой продукции стали стремительно расти, в то время как мучных кондитерских изделий - сокращаться.


Российский рынок сахаристых кондитерских изделий разделен на четыре основных сегмента: шоколад и шоколадные изделия; карамель и другие кондитерские изделия, не содержащие какао; мармеладно-пастильные изделия, джемы, конфитюр; жевательная резинка. 


В 2011 году наибольшая доля рынка сахаристых кондитерских изделий в натуральном выражении – 31,1% – принадлежала сегменту шоколада и шоколадных изделий (рис. 1).

ris.1

Сегмент карамели и других кондитерских изделий, не содержащих какао, отстает от лидера, занимая 20,6% общего объема. Доля сегмента мармеладно-пастильных изделий, джемов, конфитюра возросла на 0,2% - до 9,3%. Возросший на 0,3% сегмент жевательной резинки занял 1,9% рынка.


В 2011 году конъюнктура рынка сахаристых и мучных кондитерских изделий на фоне общей стабилизации макроэкономической ситуации заметно улучшилась. По итогам года объем розничных продаж этой продукции составил 580,3 млрд рублей, при этом рост по сравнению с предыдущим годом составил 18,3%. В стоимостном выражении розничные продажи кондитерских изделий увеличились на 89,7 млрд рублей 
Доля Москвы в структуре реализации кондитерских изделий превышает 18%, Московской области – более 6%. Доли Санкт-Петербурга и Самарской области составляли соответственно 4,3 и 3,9% , чуть меньшая доля приходилась на объем реализации в Свердловской области.


В течение 2009-2010 годов на российских предприятиях наблюдалась тенденция к наращиванию объемов производства сахаристых кондитерских изделий, причем с каждым годом темп роста постепенно увеличивался. В 2010 году совокупный объем производства сахаристой продукции увеличился до 1,42 млн тонн – по сравнению с 2009 годом рост составил более 7,7%. В 2011 году рост несколько замедлился, составив 4,9%, а объем производства достиг 1,49 млн тонн.


Наибольшие объемы производства сахаристых кондитерских изделий – 14,4% общероссийского объема - по-прежнему приходились на Московскую область. Предприятиями Москвы было выпущено 13% продукции. Также значимые доли занимали Липецкая, Белгородская, Владимирская области – от 6,2 до 7,5% производства данной продукции. Предприятия Санкт-Петербурга, Курской, Ростовской, Самарской, Пензенской и Калининградской областей поставили на рынок от 3,3 до 4,1% общего объема производимой в России сахаристой кондитерской продукции.


В структуре отечественного производства сахаристых кондитерских изделий по видам в натуральном выражении сегменту шоколада и шоколадных изделий принадлежит самая большая доля – 30,3%. Доля карамели составила 13%, мармелада – 4,1%. На сладости восточные, халву и лукум приходится соответственно – 3,7, 2,2 и 2,2%. Наименьшую долю в данной структуре занимают жевательная резинка и драже – 0,7 и 0,2% соответственно. 
Крупнейшими производителями карамели являлись ОАО «Липецкая кондитерская фабрика «Рошен» и ОАО «РотФронт». Крупным производителем конфет, глазированных шоколадной и шоколадно-молочной глазурью, было ООО «Марс». Большая часть мармеладно-пастильных изделий, продающихся на российском рынке, производила ОАО «Кондитерская фабрика «Ударница». Ведущие позиции в сегменте шоколада занимали американская компания ООО «Крафт Фудс Рус», и ООО «Кондитерское объединение «Россия», обеспечивающие около половины совокупного предложения продукта на рынке. 


В 2011 году в динамике цен отечественных производителей на сахаристые кондитерские изделия наблюдался рост. За год он составил 9,3%. Средняя отпускная цена на карамель достигла 62,2 тысячи рублей за тонну. Этот показатель на 12,4% выше, чем за предыдущий год. Средняя стоимость 1 тонны конфет мягких, глазированных шоколадом, в 2011 году составила 108,5 тысячи рублей, цены на мармелад и пастильные изделия увеличилась на 13,1% и достигли 68,9 тысячи рублей за тонну.

ris.2

Отпускная цена одной тонны шоколада и шоколадных изделий в 2011 году была равна 187,9 тысячи рублей за тонну.
Сравнение средних розничных цен на различные виды сахаристых кондитерских изделий в марте 2012 года показывает, что наиболее дорогим является шоколад. Российские потребители могли приобрести этот продукт по цене 447,59 руб./кг, что на 61,6% дороже конфет, глазированных шоколадом, стоимость которых составила 172,04 руб./кг (рис. 3).

ris.3

Зефир и пастила в розничной продаже в среднем реализуются по цене 160,59 руб./кг. Карамель реализуется по цене 120,87 руб./кг. Таким образом, 1 кг шоколада превышает стоимость карамели в 3,7 раза. 


Около 75,9% населения России старше 16 лет являются потребителями плиточного шоколада. Развесные шоколадные конфеты употребляют 66,2%. Половина жителей страны едят шоколадные батончики. Чуть меньшей популярностью пользуются мармелад и пастильные изделия – 49,9 и 49,2% соответственно.


В 2011 году рост объема российского импорта сахаристых кондитерских изделий в натуральном выражении замедлился до 2,3%. При этом объем российского импорта джемов, фруктовых желе, мармеладов и паст на территорию России вновь показал отрицательную динамику, но все же превысил показатель 2009 года. Рост объема импорта сахаристых кондитерских изделий, не содержащих какао, в натуральном выражении в прошедшем году резко замедлился и составил всего 1%. В 2012 году – году реального членства России в ВТО рост импорта сахаристых кондитерских изделий в натуральном выражении прогнозируется на уровне 19%.


Рост объема экспорта российских сахаристых кондитерских изделий в 2011 году, по оценке, составил 10% и превысил 132 тысячи тонн. При этом изменения структуры экспорта по сравнению с 2010 годом не произошло. Объем российского экспорта кондитерских изделий из сахара, не содержащих какао, вырос на 28%. Рост объема российского экспорта шоколада и шоколадных изделий в прошлом году оценивается в 3%. Наибольшие объемы отечественного экспорта шоколада и шоколадных изделий приходятся на три страны: треть поставляется на Украину, в Азербайджан отправляется около 15% и в Киргизию – 9%.


Россия сделала важный шаг для развития отечественного экспорта кондитерских изделий, завершая вступление в ВТО. Членство в ВТО создает объективные условия для расширения географии и объемов экспорта отечественных сахаристых кондитерских изделий, увеличивая тем самым круг зарубежных обладателей российских конфет, мармелада, пастилы и шоколада. В целом объем российского экспорта сахаристых кондитерских изделий продолжит свой рост.


Первые месяцы 2012 года показали, что рынок сахаристых кондитерских изделий остается устойчивым, предсказуемым для производства и реализации продукции, позволяет игрокам эффективно планировать развитие бизнеса, ориентирован на функционирование в условиях полноправного членства России во Всемирной торговой организации и ожидает усиления конкуренции отечественных и зарубежных производителей за российского потребителя.

 

*Подробную информацию о состоянии рынка сахаристых кондитерских изделий можно получить в исследованиях консалтинговой компании Intesco Research Group: «Российский рынок сахаристых кондитерских изделий – 2012» и «Рынок кондитерских изделий – 2012».

Юрий Яшин, к.э.н.,
 член Гильдии маркетологов

Источник: www.foodmarket.spb.ru

Перейти к списку материалов раздела »