Рынок колбасных изделий
23 января 2012 г.2011 год для развития мясной промышленности оказался, по предварительной оценке, успешным. Так, по данным Министерства сельского хозяйства России, за восемь месяцев отмечен рост производства в сегментах мяса и субпродуктов - на 7,5%, колбасных изделий - на 4,5%, мясных полуфабрикатов - на 12,2% в натуральном выражении.
Но в то же время отмечен рост цен на некоторые виды продукции: например, по сравнению с декабрем 2010 года, в декабре 2011 года цены на вареные колбасы выросли на 13%. Динамика прироста цен в декабре 2010 года по отношению к декабрю 2009 года составила всего 6%.
Основными группами продукции, рассмотренными в статье, являются:
Колбасные изделия в целом;
Колбасы вареные;
Сосиски и сардельки.
В то же время возможно разделение продукции по способу использования: продукты, которые необходимо готовить (сосиски, сардельки); продукция, готовая к употреблению (колбасы); собственно полуфабрикаты.
Основные нормативные требования к качеству продукции, поставляемой российскому потребителю, представлены в требованиях ГОСТов:
* ГОСТ 16131-86 - Колбасы сырокопченые. Технические условия.
* ГОСТ 16290-86 - Колбасы варено-копченые. Технические условия.
* ГОСТ Р 52196-2003 - Изделия колбасные вареные. Технические условия.
* ГОСТ Р 53588-2009 - Колбасы полукопченые. Технические условия.
* ГОСТ Р 53643-2009 - Продукты из свинины вареные. Технические условия;
- а также в технических условиях, разрабатываемых предприятиями.
ОБЪЕМ ПРОИЗВОДСТВА
Объем производства колбасных изделий в 2007-2011 годах был нестабилен: максимальный прирост производства в целом по России отмечен в 2009 году – на 13,59%, в 2008 году (в результате кризиса) обозначилось падение на 8,84%. В 2009 году рост обеспечивался за счет стабилизации экономической ситуации и увеличения спроса на колбасные изделия.
Динамика объемов производства колбасных изделий в 2007-2011 годах представлена в таблице 1,
темпы прироста объемов производства представлены на рисунке 1.
Лидером по производству колбасных изделий каждый год за период 2007-2011 годы являлась Москва – на столичные предприятия приходилось порядка 13,9% общероссийского производства. По регионам объем производства колбасных изделий распределен неравномерно (табл. 2).
Несмотря на кризисные явления в экономике в 2008-2010 годах, во Владимирской и в Челябинской областях наблюдался рост производства, в то время как в остальных субъектах Федерации происходило снижение. Среднее снижение объемов производства по указанным регионам составило 9%, рост же по двум вышеуказанным – 6%.
Необходимо отметить значительное снижение объемов производства колбасных изделий в Санкт-Петербурге – с 96 300 тонн в 2007 году до всего 3032 тонн в 2011-м. Это снижение непосредственно связано с комплексным развитием территории города: производственные предприятия переносят свои мощности в Ленинградскую область (при этом они могут быть зарегистрированы в Санкт-Петербурге и Ленинградской области).
Крупнейшими производителями колбасных изделий в Москве на протяжении 2007-2011 годов являются ЗАО «Микояновский мясокомбинат», ОАО «Останкинский мясоперерабатывающий комбинат» («ОМПК»), ОАО «Царицыно», ОАО «Черкизовский мясоперерабатывающий завод», ОАО «БИКОМ» (Бирюлевский мясоперерабатывающий комбинат) и ООО «МПЗ «Кампомос» – их суммарная доля составляет свыше 80% объема производства колбасных изделий в Москве (рис. 2).
В Санкт-Петербурге крупнейшими предприятиями, производящими колбасные изделия, являются ООО «Эверест» (Кронштадтский МПЗ), ОАО «Парнас-М», ЗАО «Стрелец СПБ-Б», ООО «Иней», ЗАО «Невская трапеза», ООО «МК «Диетпродукт», ООО «ПК «Петербурженка», ООО «Невский трест». Их суммарная доля составила 75% от объема производства в городе. Крупным производителем в регионе, поставляющим колбасные изделия на стол петербуржцев, является компания «ПИТ-Продукт», но так как производственные мощности находятся в Ленинградской области, в диаграмме данные по ней не учитывались.
ВАРЕНЫЕ КОЛБАСЫ
Вареные колбасы производятся по ГОСТ Р 52196-2003 - Изделия колбасные вареные. Технические условия, а также по ТУ производителя.
Вареные колбасы занимают до 25,1% рынка колбасных изделий в России, при этом динамика их производства изменялась в течение рассматриваемого периода неравномерно: падение производства отмечалось в 2009 году - на 8,6%, а максимальный рост был зафиксирован в 2008 году – на 7,9%. Динамика объемов производства вареных колбас в 2007-2011 годах представлена в таблице 3,
темпы прироста объемов производства - на рисунке 4.
Распределение производства вареных колбас по регионам только отчасти повторяет общероссийскую ситуацию в производстве колбасных изделий (табл. 4).
Лидером по производству вареных колбас также является Москва – ее доля в общероссийском производстве порядка 15,9%:
Объем производства вареных колбас почти по всем рассмотренным регионам возрастала ежегодно. Средний темп прироста объемов производства вареных колбас в девяти регионах составил 17%.
АНАЛИЗ ЦЕН
Цены на колбасные изделия (колбасы вареные, полукопченые, варено-копченые), сосиски и сардельки, полуфабрикаты мясные различаются от 44% в сегменте сарделек до 3 раз в сегменте сосисок.
В среднем различие цен между продукцией эконом-класса и продукцией «среднего класса», доступной работающему населению, составляет 2,04 раза.
Интервальная оценка на основе данных Санкт-Петербурга представлена в таблице 5.
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СЕГМЕНТА КОЛБАСНЫХ ИЗДЕЛИЙ
Данные о рассмотренных в статье колбасных изделиях как общей группе и вареных колбасах как важном элементе этой группы свидетельствуют о том, что рынок становится более специализированным (с географической точки зрения) и консолидированным (с точки зрения долей конкретных производителей), что отражается на качестве предлагаемой продукции – снижается уровень конкуренции, а это в свою очередь влечет снижение ответственности производителя и продавца за качество.
Предполагается дальнейший рост цен – по уровню сопоставимый с уровнем инфляции (или индекса потребительских цен на продовольственные товары). Возможный опережающий рост цен предполагается в сегменте полукопченых и варено-копченых колбас, что связано с их вкусовыми особенностями и ассоциативным рядом потребителей – они оцениваются как более вкусные, а цены позволяют оценивать их и как более качественный продукт.
Мария Васильева,
Источник: www.foodmarket.spb.ru