Объемы импорта, основные поставщики чая и кофе

26 июня 2013 г.
Рекомендую

Обзор российского рынка чая и кофе

Объем импорта чая всех видов в 2012 году по сравнению с 2011-м сократился в натуральном и стоимостном выражении соответственно на 4 и 3%. В первом квартале 2013 года по сравнению с аналогичным периодом 2012-го объем импорта в натуральном выражении остался на прежнем уровне, а в стоимостном выражении наблюдался рост на 5%.
В структуре импорта чая всех видов лидирует черный чай, как в натуральном, так и в стоимостном выражении, с долей в 91%. Поставки зеленого чая составляют около 8%. Доля мате составляет менее 1% как в натуральном, так и в стоимостном выражении. Кроме того, незначительная доля импорта приходится на другие виды чаев (травяные, ройбуш и другие).

Основной страной–поставщиком черного чая в Россию, по итогам 2012 года, стала Шри-Ланка, на долю которой в натуральном и стоимостном выражении пришлось соответственно 36 и 44% (рис. 1).

ris.1

На втором месте в поставках черного чая располагается Индия с долями соответственно 26 и 21%. Замыкает тройку лидеров Кения – доля этой страны-поставщика составила 12% импорта, как в натуральном, так и в стоимостном выражении.
Основным поставщиком зеленого чая в нашу страну, по итогам 2012 года, стал Китай, на долю которого в натуральном и стоимостном выражении пришлось соответственно 75 и 65% импорта (рис. 2).

ris.2

На втором месте с долей в 9%, как в натуральном, так и в стоимостном выражении, находится Шри-Ланка. Замыкает тройку лидеров Германия с долями соответственно 5 и 9%, которая реэкспортирует в Россию продукцию с добавленной стоимостью.
Что касается мате, то в Россию этот напиток ввозят всего 4 страны. Несмотря на то, что мате считается парагвайским чаем, более 50% его поставок в натуральном выражении приходится на Аргентину. Еще треть объема импорта занимает реэкспортная продукция из Германии. И замыкает тройку лидеров Бразилия, доля которой составляет 18% объема поставок мате в натуральном выражении. В связи с тем, что Германия ввозит переработанную продукцию, расфасованную для розничной продажи, в стоимостном выражении она является лидером, занимая долю в 40%.
На ТОР-5 компаний-получателей приходится свыше 70% общего объема ввезенного чая всех видов. Самым крупным получателем чайной продукции в России, по итогам 2012 года, стала ГК «Орими Трэйд» (Санкт-Петербург), на долю которой в натуральном и стоимостном выражении пришлось соответственно 34 и 32% общего объема импорта (рис. 3).

ris.3

Второе место в натуральном выражении и третье – в стоимостном занимает ООО «Юнилевер Русь». На долю этого игрока приходится 11%, как в натуральном, так и в стоимостном выражении. Замыкает тройку лидеров в натуральном выражении ЗАО «Компания «Май» (Москва) с долей в 11%. В стоимостном выражении второе место принадлежит ООО «СДС-Фудс» (Москва), доля которого составляет 15%.
По мнению аналитиков компании AS Marketing, рынок чая в России приблизился к стадии насыщения, и в конкурентной борьбе производители будут переманивать потребителей продуктов-субститутов или проявлять агрессивную маркетинговую активность, наделяя чайную продукцию «дополнительными» полезными характеристиками или выпуская продукцию с новыми товарными характеристиками за счет дизайна или вида упаковки.
Объем импорта зернового кофе в 2012 году, по сравнению с 2011-м, сократился на 1,5% в натуральном выражении, но вырос на 10% – в стоимостном. Страной–лидером в поставках зернового кофе по-прежнему остается Вьетнам, на долю которого в натуральном и стоимостном выражении пришлось соответственно 34 и 20% импорта (рис. 4).

ris.4

На втором месте находится Бразилия, которой принадлежит 18% поставок в натуральном выражении и 20% – в стоимостном.
В товарной структуре импорта зернового кофе в 2012 году лидировали зеленые зерна сорта робуста, расфасованные для дальнейшего использования в промышленности (в том числе и для изготовления растворимого кофе). В натуральном выражении доля поставок зеленых зерен робусты составила 52% общего объема импорта натурального кофе (рис. 5).

ris.5

В связи с меньшей, чем у других видов кофе, стоимостью доля этой продукции в стоимостном выражении составила 30%. Стоит отметить, что в 2012 году произошло увеличение доли ввозимой робусты. На втором месте по объему поставок находится сегмент необжаренных зерен арабики, расфасованных для промышленности, – доли этого вида кофе в натуральном и стоимостном выражении составили соответственно 37 и 41%. Оставшуюся долю в структуре импорта делят между собой обжаренные зерна, расфасованные для розничной продажи, а также молотый кофе.
Несмотря на то, что, согласно данным федеральной таможенной статистики, натуральный кофе в Россию ввозят свыше 350 компаний, на долю ТОР-5 игроков приходится около 70% этого рынка. Крупнейшим российским получателем натурального кофе является ООО «Нестле Кубань» (Краснодарский край) – в структуре поставок доля этой компании составила 33 и 21%, соответственно, в натуральном и стоимостном выражении (рис. 6).

ris.6

Товарный портфель «Нестле Кубань», по оценкам компании AS Marketing, в натуральном выражении на 80% состоит из зеленых зерен робусты, предназначенных для дальнейшей переработки, а оставшиеся 20% принадлежат зеленым зернам арабики*. В стоимостном выражении 67% портфеля «Нестле Кубань» занимают зеленые зерна робусты, а на арабику приходится 33%.
На втором месте по объему импорта натурального кофе находится ООО «Крафт Фудс Рус» (Санкт-Петербург), на долю которого в натуральном и стоимостном выражении приходится соответственно 19 и 16% поставок. Товарный портфель компании в натуральном выражении на 55% состоит из зеленых зерен робусты, а на 41% – из зеленых зерен арабики. В стоимостном выражении зеленые зерна арабики, предназначенные для дальнейшей переработки, занимают 53%, а зеленые зерна робусты – 37% импортных поставок компании. Помимо указанных видов натурального кофе, около 4% в натуральном и 10% в стоимостном выражении приходится на поставки молотого кофе и обжаренных зерен робусты и арабики, предназначенных для розничной торговли.
Замыкает тройку крупнейших импортеров натурального кофе ООО «Невские пороги» (Ленинградская обл.) с долей импорта 8%, как в натуральном, так и в стоимостном выражении. В продуктовом портфеле данной компании в натуральном и стоимостном выражении преобладают зеленые зерна арабики.
Объем импорта растворимого кофе в 2012 году по сравнению с 2011-м сократился на 5,5% в натуральном выражении и на 9% – в стоимостном. Основной страной–поставщиком растворимого кофе в Россию является Индия, доля которой в общей структуре импорта в натуральном и стоимостном выражении составила соответственно 25 и 20% (рис. 7).

ris.7

На втором месте находится продукция из Бразилии с долями соответственно 13 и 16%. Замыкает тройку лидеров Германия – ей принадлежит 11 и 17%, соответственно, в натуральном и стоимостном выражении.
Рынок растворимого кофе достаточно консолидирован. На ТОР-5 поставщиков приходится свыше 40% импорта в натуральном выражении и 50% – в стоимостном. Лидером в поставках растворимого кофе в Россию является «Нестле Кубань» с долей 15 и 25%, соответственно, в натуральном и стоимостном выражении (рис. 8).

ris.8

В продуктовом портфеле компании более 50% импорта в натуральном выражении приходится на сублимированный кофе, предназначенный для промышленности. Четверть поставок занимает порошкообразный кофе, а около 20% – кофе в гранулах.
На втором месте по объему импорта растворимого кофе находится компания «Орими Трэйд», на которую приходится 8 и 11% поставок, соответственно, в натуральном и стоимостном выражении. В структуре импорта данной компании абсолютное преимущество – 90 и 94%, соответственно, в натуральном и стоимостном выражении – принадлежит сублимированному кофе, расфасованному для промышленности.
Замыкает тройку лидеров ООО «Штраус» (Москва) с долей импорта 7 и 8%, соответственно, в натуральном и стоимостном выражении. Практически 100% в структуре импорта данной компании приходится на сублимированный кофе, расфасованный для промышленности. В пятерку крупнейших импортеров растворимого кофе также вошли ООО «Санти» и ООО «Чибо СНГ» (Москва).
Очевидно, что российский рынок чая и кофе вступил в стадию насыщения, и значимых темпов роста емкости этого рынка ожидать не приходится. При сохранении текущей демографической ситуации, и в случае отсутствия финансовых потрясений, в ближайший год объем импорта чая и кофе будет находиться на прежнем уровне или расти в пределах 1-2%. При этом произойдет незначительное смещение потребительских предпочтений в сторону премиального чая, а также переход от растворимого кофе к натуральному. 

 

* Других видов натурального кофе задекларировано не было.

Тимур Казанцев

Перейти к списку материалов раздела »