Ликер: ямайским ромом пахнут сумерки. Обзор рынка ликероводочных изделий
17 апреля 2014 г.По прогнозам специалистов Intesco Research Group, в ближайшие годы в сегменте ликероводочных изделий ожидается смещение потребительских предпочтений в сторону импортной продукции. Такие ожидания связаны, прежде всего, с государственной политикой – в частности с увеличением минимальных цен на крепкую алкогольную продукцию. Цена на водку в 2014 году будет повышена дважды: в январе до 199 рублей, а с 1 августа – до 220 рублей за 0,5 литра. При этом ожидается, что менее обеспеченная часть потребителей уйдет в сегмент самогоноварения и контрафактной продукции. Потребитель же среднего класса выберет иностранный напиток, ведь если самая дешевая водка будет стоить 220 рублей за литр, то водка более высокого качества по цене будет вполне сравнима с виски или ромом – тем более что дистрибьюторы последних активно демпингуют.
Опасения экспертов алкогольного рынка подтверждаются и официальной статистикой. Так, согласно данным Таможенной службы России, в 2009–2013 годах происходил рост объемов импортных поставок ликероводочных изделий (рис. 1).
В целом за период рост составил 67%. При этом с 2011 года более половины российского импорта ликероводочных изделий было обеспечено поставками виски. Около десятой части составляла доля рома и тафии.
По данным официальной статистики, объемы импорта виски в нашей стране в 2013 году были в 3 раза больше, чем в предкризисном 2008-м. При этом увеличение общего объема импорта ликероводочных изделий в натуральном выражении составило 66%. Стоит отметить, что при расчетах не учитывался коньяк, так как он относится к категории вин. В России коньяк – винодельческий продукт с объемной долей этилового спирта не менее 40%, изготовленный из коньячных дистиллятов, полученных фракционированной дистилляцией столового виноматериала, произведенного из винограда вида Vitis vinifera, и выдержанных в контакте с древесиной дуба не менее трех лет.
Основным поставщиком виски в нашу страну является, конечно же, Великобритания, точнее Шотландия, откуда в 2013 году на российский рынок поступило около 80% всего виски. Среди других стран-поставщиков фигурируют также Ирландия, США, Канада, Япония, Германия и даже Франция.
Итак, скотч (или шотландский виски) лидирует по объемам поставок и по представленному перед потребителем множеству брендов.
При этом в числе крупнейших импортных брендов виски, представленных в России, стоит отметить созданный по технологии американца Джека Дэниэлса и названный его именем теннессийский виски. В 2013 году, согласно оценке аналитиков Intesco Research Group, доля марки Jack Daniels в структуре российского импорта составила 7% в натуральном выражении (рис. 2).
Столько же составила доля знаменитого скотча Chivas Regal. Тройку лидеров в 2013 году с долей 5% замыкал знаменитый скотч Johnnie Walker, недавно представивший российскому потребителю элитный Walker Gold Label Reserve. Также на рынке фигурируют другие купажи Johnnie Walker: Red Label, Black Label, Gold Label и Blue Label. Доля шотландского Ballantine’s, представленного в России разновидностями Ballantines Finest, Ballantines 12-, 17- и 21-летней выдержки, составила порядка 4% импорта виски в натуральном выражении.
Среди известных марок виски представлены и другие шотландцы – марки Ian MacLeod, «куропатка» Famous Grouse, Grant’s, а также бурбон Jim Beam из Кентукки. Среди марок с меньшими по объему долями фигурирует продукция от Bushmills, Macallan, Jameson, Gentleman Jack, King Robert II, White Horse, Burke&Barry и другие.
Что касается второго набирающего популярность иностранного напитка – рома, то можно заметить, что в динамике объемов поставок этого напитка в натуральном выражении доминирует положительный вектор. Так, по итогам 2013 года, аналитики Intesco Research Group оценивают увеличение объемов поставок рома почти на треть по сравнению с предыдущим годом. При этом крупнейшей страной–поставщиком этой продукции в 2013 году был Пуэрто-Рико, откуда поступило 53% всего импортного рома. Среди других значимых поставщиков в прошлом году также фигурировали Испания, Великобритания, Багамские острова, Германия, Панама и другие.
Российский импорт сформирован такими крупными игроками, как Bacardi, Diageo и Pernod Ricard. При этом Bacardi представлен на российском рынке всей линейкой – Bacardi Superior, Bacardi 8 Anos, легендарным Bacardi Black и Bacardi Oro – и занимает порядка половины всего импорта рома.
Британская Diageo в России в сегменте рома представлена в основном знаменитым Captain Morgan, доля которого в 2013 году составила чуть больше пятой части импортных поставок этого крепкого напитка. Компания представлена российскому потребителю также в виде гватемальского суперпремиального рома Zacapa, доля которого, к слову, составила 0,41%. Следует обратить внимание, что с 2013 года Diageo присутствует в России и в виде ромового напитка Shark Tooth, который позиционируется как напиток низкого ценового сегмента. По данным компании, средняя цена этого рома в России в полтора раза меньше других лидирующих ромовых марок – порядка 430 рублей за бутылку 0,5 литра. Однако в отличие от Captain Morgan и Zacapa, «Акулий зуб» разливается в России – на заводе «Ладога» в Санкт-Петербурге. Таким образом, топ-руководство Diageo надеется уменьшить свое «отставание» от Bacardi. Однако доля Bacardi в структуре российского импорта в 2013 году практически на 10% меньше, чем два года ранее. Это объясняется растущей среди мелких производителей рома популярностью России как перспективного рынка сбыта.
Тройку лидеров в 2013 году занял кубинский ром Havana Club от Pernod Ricard, присутствие которого в структуре российского импорта рома составило порядка 6% в натуральном выражении (рис. 3).
При этом на российский рынок в основном поступает трехлетний Аньехо, который является основным ингредиентом популярного в России коктейля Дайкири. По данным официальных лиц, Havana Club продается в основном в Москве и Санкт-Петербурге.
Также заметную долю – 3% в структуре российского импорта рома – занимает доминиканский продукт Ron Barcelо. По 2% составили доли пуэрториканкского рома Ronrico, панамского Carta Vieja и испанского Tobacco.
В российском потреблении крепкого алкоголя и ликероводочных изделий ясно проявляется тренд увеличения доли иностранной продукции. При этом следует иметь в виду растущий сектор HoReCa, который подстегивает развитие коктейльной культуры среди потребителей молодого и среднего возраста в России: именно ром и ликеры являются составной частью таких знаменитых коктейлей, как Мохито, Голубые Гавайи, Пина Колада или Дайкири. Категория ромов сегодня является одной из самых динамично развивающихся и перспективных среди импортного алкоголя в России – темп прироста продаж на протяжении 2011-2012 годов, по оценкам Intesco Research Group, составлял порядка 30% в год.
http://www.foodmarket.spb.ru
Элина Акопян,
маркетинговый аналитик
Intesco Research Group