Россияне стали меньше мылиться
14 ноября 2010 г.Российские производители мыла выпускают преимущественно хозяйственное и туалетное мыло, спрос на которое постоянно падает. Большая часть мыла российского производства идёт на экспорт в страны бывшего СССР, тогда как в сегменте жидкого мыла, гелей и прочих средств для мытья, пользующихся все большим спросом в РФ, преобладает импортная продукция. Интерес ко всему натуральному и экологически чистому сформировал рынок мыла ручной работы и расширил спектр каналов продаж – мыло стали активно покупать в аптеках и специализированных мыльных магазинах
Компания «Академия Сервис» представляет данные о динамике российского рынка мыла с 2005-го по начало 2010 года – рассматриваются показатели производства, импорта и экспорта мыла, структура рынка, основные места продаж.
КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РОССИЙСКОГО РЫНКА МЫЛА В 2005-2010 гг.
- В 2009 году ёмкость российского рынка мыла составила 198,5 тысяч тонн, что на 8% меньше показателей предыдущего года
- К концу 2010 года рынок мыла может составить 166,7 тысяч тонн. Падение объемов потребления может составить 16% за год или на 30% за 3 года
- Ожидается ещё больший рост рынка жидкого мыла в количественном и денежном выражении и падение потребления твердого мыла
- Более половины экспорта жидкого мыла из России идёт на Украину, твёрдого туалетного и хозяйственного – в Казахстан
- Наиболее предпочтительным местом покупки мыла являются супермаркеты
- Потребители все больше стали предпочитать покупать мыло в аптеках, хозяйственных магазинах и специализированных мыльных магазинах
- Тенденция последних лет – повышенный спрос на мыло ручной работы, формирующийся на интересе ко всему натуральному и экологически чистому
ДИНАМИКА РОССИЙСКОГО РЫНКА МЫЛА
В 2009 году ёмкость российского рынка мыла составила 198,5 тысяч тонн. Из них доля отечественных производителей составила 67% – эта величина остаётся стабильной на российском рынке на протяжении последних трёх лет.
Рисунок 1. Динамика емкости рынка мыла в натуральном выражении (2007-2009гг.), тонн
Кризис и снижение спроса на другие средства для мытья (гели, жидкие мыла и т.п.) привели к снижению его емкости. Примерно в равной мере сокращаются показатели производства мыла в РФ (-16%), его экспорта (-16,5%) и импорта (-16,5%). В данном случае примерно в равной степени сказываются вызванные мировым финансовым кризисом нестабильность производства и сокращение спроса со стороны покупателей.
Рисунок 2. Динамика ёмкости рынка мыла в РФ, 2005 – прогноз на 2010 гг.
Если сложившиеся на отечественном рынке тенденции производства мыла и его продаж сохранятся на протяжении текущего года, к концу 2010-го спад рынка за год может составить рекордные 16% – до 166,7 тысяч тонн.
СТРУКТУРА ОТЕЧЕСТВЕННОГО РЫНКА МЫЛА
В 2009 году хозяйственное мыло составило основу экспорта мыла из РФ – его за рубеж было продано 46,6 млн тонн. Экспорт туалетного мыла составил 9,6 млн тонн, а средств для мытья кожи, гелей и жидкого мыла – 7,5 миллионов тонн.
Рисунок 3. Структура российского рынка мыла
Несмотря на кризис, происходит постепенное наращивание оборотов экспорта мыла в нашей стране – основными его покупателями являются Украина, Казахстан, Кыргызстан и Афганистан. Страной-экспортёром с наибольшим объемом поставок жидкого мыла стала Украина – 56-57% от общего объема экспорта. Твёрдое туалетное и хозяйственное мыло более других у России покупает Казахстан – 54% туалетного и 48-49% хозяйственного. Последнее в нашей стране производится всё больше на экспорт в страны бывшего СССР – внутри страны спрос на него падает.
Что касается импорта, лидером на отечественном рынке оказались жидкие мыла, гели и другие средства для мытья кожи иностранного производства (43,5 млн тонн – 51% от общего объема импорта). Далее следует импорт туалетного мыла – 37,8 млн тонн (43%). Хозяйственного поставляют в нашу страну 5,3 миллиона тонн (6% импорта) – российские потребители постепенно переходят на другие средства бытовой химии.
Поставки мыла в нашу стану идут более чем из 50 стран мира – привлекательность рынка формируют низкие таможенные ставки. Основные импортёры – Польша и Турция.
Что касается дальнейшей динамики различных сегментов российского рынка мыла, ожидается ещё больший рост рынка жидкого мыла (как в количественном, так и в денежном выражении), а рынок туалетного мыла, несмотря на большие объёмы (до 70%) – будет постепенно сокращаться.
Ожидается рост продаж более дорогих сортов мыла и большее сегментирование рынка – по составу (на глицериновой основе, с увлажняющими / отшелушивающими добавками), производителям (отечественное / импортное, мыло ручной работы), назначению (для рук, ног, интимной гигиены).
Тенденция последних лет - повышенный спрос на мыло ручной работы, формирующийся на интересе ко всему натуральному и экологически чистому, а также моде на оригинальные подарки (чему способствуют привлекательный дизайн и изысканный аромат продукции). Основными его поставщиками в нашу страну стали Латвия (63%) и Болгария (37%), предлагающие на российском рынке продукцию брендов Lush, RoyalSoapDeLaurier, BombCosmetics, L`Occitain, FreshLine, StenderaZiepjuFabrika, RigasZiepjuManufaktura. В России мыло ручной работы производит санкт-петербургская компания Blanche (ООО «Бланш»).
Самые популярные марки мыла в других сегментах, по данным опросов населения – Детское мыло, Dove, Safeguard, Absolute, Fa. Как правило, соотечественники покупают мыло раз в месяц.
Продаются различные виды мыла в Москве как в хозяйственных магазинах, супермаркетах, на рынках и небольших магазинчиках, так и в аптеках, а также специализированных фирменных магазинах. Это говорит не только о развитии рынка, но и о переходе сегмента мыла, как и рынка косметики, в раздел эстетических товаров.
Рисунок 4. Популярные места приобретения мыла (по данным опроса потребителей одного из районов г. Москвы)
На сегодняшний день отечественные производители ориентируются преимущественно на средний и низкий ценовой сегменты. Премиум-сегменты заняты импортной продукцией, отличающейся преимущественно дизайном упаковки и привлекательностью рекламы. В целом, современный рынок мыла, как и смежные рынки косметики и парфюмерии, по мере формирования культуры использования косметических средств, роста доходов населения и ассортимента предлагаемых средств, переживает перерождение. Потребителя начинают интересовать уникальные свойства товара, специализация на конкретных свойствах, появляется потребность в новой продукции, которую на данном этапе охотно предлагают импортёры мыла за неимением достаточных объёмов его производства в нашей стране.
Источник: RUметрика