Россияне стали меньше мылиться

14 ноября 2010 г.
Рекомендую

Российские производители мыла выпускают преимущественно хозяйственное и туалетное мыло, спрос на которое постоянно падает. Большая часть мыла российского производства идёт на экспорт в страны бывшего СССР, тогда как в сегменте жидкого мыла, гелей и прочих средств для мытья, пользующихся все большим спросом в РФ, преобладает импортная продукция. Интерес ко всему натуральному и экологически чистому сформировал рынок мыла ручной работы и расширил спектр каналов продаж – мыло стали активно покупать в аптеках и специализированных мыльных магазинах

Компания «Академия Сервис» представляет данные о динамике российского рынка мыла с 2005-го по начало 2010 года – рассматриваются показатели производства, импорта и экспорта мыла, структура рынка, основные места продаж.

КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РОССИЙСКОГО РЫНКА МЫЛА В 2005-2010 гг.

  • В 2009 году ёмкость российского рынка мыла составила 198,5 тысяч тонн, что на 8% меньше показателей предыдущего года
  • К концу 2010 года рынок мыла может составить 166,7 тысяч тонн. Падение объемов потребления может составить 16% за год или на 30% за 3 года
  • Ожидается ещё больший рост рынка жидкого мыла в количественном и денежном выражении и падение потребления твердого мыла
  • Более половины экспорта жидкого мыла из России идёт на Украину, твёрдого туалетного и хозяйственного – в Казахстан
  • Наиболее предпочтительным местом покупки мыла являются супермаркеты
  • Потребители все больше стали предпочитать покупать мыло в аптеках, хозяйственных магазинах и специализированных мыльных магазинах
  • Тенденция последних лет – повышенный спрос на мыло ручной работы, формирующийся на интересе ко всему натуральному и экологически чистому

ДИНАМИКА РОССИЙСКОГО РЫНКА МЫЛА

В 2009 году ёмкость российского рынка мыла составила 198,5 тысяч тонн. Из них доля отечественных производителей составила 67% – эта величина остаётся стабильной на российском рынке на протяжении последних трёх лет.

Рисунок 1.Динамика емкости рынка мыла в натуральном выражении (2007-2009гг.), тонн
Рисунок 1. Динамика емкости рынка мыла в натуральном выражении (2007-2009гг.), тонн

Кризис и снижение спроса на другие средства для мытья (гели, жидкие мыла и т.п.) привели к снижению его емкости. Примерно в равной мере сокращаются показатели производства мыла в РФ (-16%), его экспорта (-16,5%) и импорта (-16,5%). В данном случае примерно в равной степени сказываются вызванные мировым финансовым кризисом нестабильность производства и сокращение спроса со стороны покупателей.

Рисунок 2. Динамика ёмкости рынка мыла в РФ, 2005 – прогноз на 2010 гг.
Рисунок 2. Динамика ёмкости рынка мыла в РФ, 2005 – прогноз на 2010 гг.

Если сложившиеся на отечественном рынке тенденции производства мыла и его продаж сохранятся на протяжении текущего года, к концу 2010-го спад рынка за год может составить рекордные 16% – до 166,7 тысяч тонн.

СТРУКТУРА ОТЕЧЕСТВЕННОГО РЫНКА МЫЛА

В 2009 году хозяйственное мыло составило основу экспорта мыла из РФ – его за рубеж было продано 46,6 млн тонн. Экспорт туалетного мыла составил 9,6 млн тонн, а средств для мытья кожи, гелей и жидкого мыла – 7,5 миллионов тонн.

Рисунок 3. Структура российского рынка мыла
Рисунок 3. Структура российского рынка мыла

Несмотря на кризис, происходит постепенное наращивание оборотов экспорта мыла в нашей стране – основными его покупателями являются Украина, Казахстан, Кыргызстан и Афганистан. Страной-экспортёром с наибольшим объемом поставок жидкого мыла стала Украина – 56-57% от общего объема экспорта. Твёрдое туалетное и хозяйственное мыло более других у России покупает Казахстан – 54% туалетного и 48-49% хозяйственного. Последнее в нашей стране производится всё больше на экспорт в страны бывшего СССР – внутри страны спрос на него падает.

Что касается импорта, лидером на отечественном рынке оказались жидкие мыла, гели и другие средства для мытья кожи иностранного производства (43,5 млн тонн – 51% от общего объема импорта). Далее следует импорт туалетного мыла – 37,8 млн тонн (43%). Хозяйственного поставляют в нашу страну 5,3 миллиона тонн (6% импорта) – российские потребители постепенно переходят на другие средства бытовой химии.

Поставки мыла в нашу стану идут более чем из 50 стран мира – привлекательность рынка формируют низкие таможенные ставки. Основные импортёры – Польша и Турция.

Что касается дальнейшей динамики различных сегментов российского рынка мыла, ожидается ещё больший рост рынка жидкого мыла (как в количественном, так и в денежном выражении), а рынок туалетного мыла, несмотря на большие объёмы (до 70%) – будет постепенно сокращаться.

Ожидается рост продаж более дорогих сортов мыла и большее сегментирование рынка – по составу (на глицериновой основе, с увлажняющими / отшелушивающими добавками), производителям (отечественное / импортное, мыло ручной работы), назначению (для рук, ног, интимной гигиены).

Тенденция последних лет - повышенный спрос на мыло ручной работы, формирующийся на интересе ко всему натуральному и экологически чистому, а также моде на оригинальные подарки (чему способствуют привлекательный дизайн и изысканный аромат продукции). Основными его поставщиками в нашу страну стали Латвия (63%) и Болгария (37%), предлагающие на российском рынке продукцию брендов Lush, RoyalSoapDeLaurier, BombCosmetics, L`Occitain, FreshLine, StenderaZiepjuFabrika, RigasZiepjuManufaktura. В России мыло ручной работы производит санкт-петербургская компания Blanche (ООО «Бланш»).

Самые популярные марки мыла в других сегментах, по данным опросов населения – Детское мыло, Dove, Safeguard, Absolute, Fa. Как правило, соотечественники покупают мыло раз в месяц.

Продаются различные виды мыла в Москве как в хозяйственных магазинах, супермаркетах, на рынках и небольших магазинчиках, так и в аптеках, а также специализированных фирменных магазинах. Это говорит не только о развитии рынка, но и о переходе сегмента мыла, как и рынка косметики, в раздел эстетических товаров.

Рисунок 4. Популярные места приобретения мыла (по данным опроса потребителей одного из районов г. Москвы)
Рисунок 4. Популярные места приобретения мыла (по данным опроса потребителей одного из районов г. Москвы)

На сегодняшний день отечественные производители ориентируются преимущественно на средний и низкий ценовой сегменты. Премиум-сегменты заняты импортной продукцией, отличающейся преимущественно дизайном упаковки и привлекательностью рекламы. В целом, современный рынок мыла, как и смежные рынки косметики и парфюмерии, по мере формирования культуры использования косметических средств, роста доходов населения и ассортимента предлагаемых средств, переживает перерождение. Потребителя начинают интересовать уникальные свойства товара, специализация на конкретных свойствах, появляется потребность в новой продукции, которую на данном этапе охотно предлагают импортёры мыла за неимением достаточных объёмов его производства в нашей стране.

Источник: RUметрика

Перейти к списку материалов раздела »