Рынок интернет-торговли обещает вырасти в 2,5 раза за пять лет

18 февраля 2011 г.
Рекомендую

С распространением альтернативных вариантов доставки и оплаты удобство интернет-торговли уже оценивают и жители регионов. Прогноз увеличения доходов сектора к 2015 году - в 2,5 раза

RUметрика на основе данных Рамблер ТОП100, результатов собственного онлайн-опроса и данных сторонних исследователей приводит сведения о развитии сектора товаров и услуг в рунете. Предметом исследования стали аудитория сайтов, тематика ресурсов и их посещаемость, наиболее востребованные пользователями товары, частота покупок, суммы приобретений, способы оплаты, а также объёмы рынка и перспективы развития. Исследование охватывает период с декабря 2009 по декабрь 2010 гг.

КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СЕКТОРА ТОВАРОВ И УСЛУГ В РУНЕТЕ

  • Среднесуточная аудитория сектора интернет-торговли в ноябре 2010 года составила 3,3, млн пользователей
  • В Топ-20 самых посещаемых сайтов рунета в категории товаров и услуг меньше стало онлайн-каталогов и больше онлайн-представительств торговых сетей
  • В рейтинге самых покупаемых товаров онлайн лидируют книги (13,7%), одежда и обувь (13,2%), бытовая техника (12,3%), аудио-видео (10,8%) и компьютерная техника (10,3%)
  • Доля не совершавших онлайн-покупки за последние полгода сократилась на 10%, на 20% выросла доля покупавших 5 и более товаров
  • Почти 70% пользователей за последние полгода совершили хотя бы 1 покупку онлайн
  • Каждый четвёртый тратит на покупки в сети 10-30 тысяч рублей, каждый третий – от 500 до 3 000 рублей
  • Доля расплачивающихся наличными снижается (43%), увеличивается частота транзакций пластиковыми картами и электронными деньгами
  • 23% пользователей целенаправленно заходят в сеть, чтобы поискать нужный товар или определенную услугу
  • За минувший год интернет-магазины увеличили оборот на 30-40%
  • До 80% соотечественников уже оценили преимущества покупок онлайн, в Москве и Санкт-Петербурге – 87% и 79% соответственно
  • Экономию времени как преимущество онлайн покупок отмечают 74% покупающих в сети, экономию денег – 52%
  • К концу 2010 году объёмы интернет-торговли в России достигнут 240 млрд руб. или $8 млрд, т.е. 1,6% всего российского розничного оборота
  • К 2015 году объем рынка онлайн-торговли в России вырастет в 2,5 раза до 590 млрд руб. или $20 млрд
  • В 2015-м покупки в сети будут совершать 13-15 млн россиян на сумму равную 50 млрд руб. в месяц

АУДИТОРИЯ СЕКТОРА ТОВАРОВ И УСЛУГ В РОССИЙСКОМ ИНТЕРНЕТЕ

Согласно данным рейтинга Рамблер ТОП100, среднесуточная аудитория сектора интернет-торговли в рунете в минувшем ноябре составила 3,3, млн пользователей. Это на 10% больше, чем в конце 2009 года и столько же, сколько насчитывалось в марте текущего года.

Рисунок 1. Динамика суточной аудитории сектора товаров и услуг в рунете, декабрь 2009 – ноябрь 2010 гг.
Рисунок 1. Динамика суточной аудитории сектора товаров и услуг в рунете, декабрь 2009 – ноябрь 2010 гг.

Динамика посещений сектора подчёркивает некоторые закономерности покупательского поведения россиян, из офлайна перекочевавшие в сеть. Так конец года, в преддверии новогодних праздников, а также февраль-март (благодаря 23 февраля и 8 марта) – пик покупательской активности. А летом наступает затишье не только в сети, но и в большинстве секторов офлайновой торговли из-за сезона отпусков.

ИНТЕРЕСЫ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ В СЕКТОРЕ ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛИ

Согласно данным рейтинга Рамблер ТОП100, только 3 ресурса из 20 отличаются от предыдущего Топ-20, составленного в июле текущего года. Изменения затронули категории каталогов и онлайновых торговых сетей, изменился список интернет-магазинов.

Рисунок 2. Топ-20 ресурсов сектора «Товары и услуги» по посещаемости, июль – декабрь 2010 гг.
Рисунок 2. Топ-20 ресурсов сектора «Товары и услуги» по посещаемости, июль – декабрь 2010 гг.

В декабрьской двадцатке стало меньше агрегаторов товаров, зато добавилось два ресурса для онлайновой торговли – Распродажа.ру, каталог торговых площадок и скидок, а также магазин книг, музыки и софта My-shop.ru. В разделе интернет-магазинов появился каталог Викимарт, объединяющий множество сетевых торговых площадок.

Посещаемость первой пятёрки сайтов насчитывает от 100 тыс. до 318 тыс. посетителей в сутки, 20 строчка рейтинга – 27 тыс. пользователей, что находится приблизительно в тех же пределах посещаемости, что и в июле.

Выяснилось, что по-прежнему интернет-аудитория предпочитает покупать в сети книги (в том числе электронные), одежду и обувь, компьютерную технику, а соотношение покупок бытовой и аудио-видео цифровой техники за полгода изменилось не в пользу последней.

Рисунок 3. Товары, приобретаемые пользователями онлайн, ноябрь 2010 г.
Рисунок 3. Товары, приобретаемые пользователями онлайн, ноябрь 2010 г.

В большинстве тематик интерес в ноябре оказался выше чем в июле, исключением стали цифровая аудио-видео и компьютерная техника, цифровой контент (mp3, ПО, электронные документы), CD/DVD диски, а также товары, в продажах которых играет роль сезонность. Это сорттовры, автомобили и запчасти, цветы, товары для строительства и ремонта.

Несмотря на то, что электронные товары пльзователи стали приобретать менее охотно, услуги получаемые или заказываемые через интернет пользуются растущим спросом.

ЧАСТОТА ПОКУПОК ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ И ДОХОДЫ СЕКТОРА

В ходе онлайн-опроса RUметрики были получены данные о динамике покупок (и их количестве) в опрделённый отрезок времени. За последние полгода доля не совершивших ни одной онлайн-покупки сократилась ещё на 10%. А половина собиравшихся что-то купить – уже реализовала свои планы.

Рисунок 4. Количество покупок онлайн, совершённых в сети
Рисунок 4. Количество покупок онлайн, совершённых в сети

На одну пятую выросла доля совершивших свыше 5 приобретений онлайн в течение последнего полугода. Получается, что в период с июля по декабрь 2 из 3 пользователей купили от 1 до 5 и более товаров (услуг) онлайн.

Рисунок 5. Суммы, на которые совершались покупки онлайн в последние полгода
Рисунок 5. Суммы, на которые совершались покупки онлайн в последние полгода

По-прежнему самым большим пластом приоретаемых онлайн товаров остются те, за которые пользователи отдают от 500 до 3 000 рублей (35%). Каждый четвёртый тратит в сети 10-30 тысяч, менее всего насчитывается тех, кто тратит онлайн менее 500 рублей и более 100 тысяч. Причём крупные суммы пользователи рунета тратят на приобретаемые в сети товары всё охотнее.

Рисунок 6. Варианты оплаты покупок в интернете, 2008-2010 гг. за последние полгода
Рисунок 6. Варианты оплаты покупок в интернете, 2008-2010 гг. за последние полгода

Среди способов оплаты товаров, приобретённых/заказаных онлайн, по-прежнему преобладает расчёт наличными (43%). Это свидетельствует о том, что покупатеями в сети в основном являются жители рупных городов, где доставкой покупок занимются непосредствено курьеры, представители фирм-продавцов. Однако за минувшие два года доля транзакций наличными соократилась на четверть: во-первых, онлайн-торговля начала набирать популярность в регионах, во-вторых, покупки российскимпользователям доставляются и из-за рубежа, где используются другие способы оплаты.

Широко распространённая в регионах почтовая доставка, при которой совершается наложенный платёж, актуальна для каждого шестого. Выросла за 2 года частота оплаты за интернет-покупки пластиковыми картами (большее распространение получили карты, без ограничений действующие в сети) и электронными деньгами (усилились меры безопасности, им стали доверять больше пользователей).

Стоит отметить, что и психология людей постепенно перестраивается в пользу интернет-покупок. По данным ФОМ, сегодня 23% пользователей целенаправленно заходят в сеть, чтобы поискать нужный товар или определенную услугу. Несмотря на недавний кризис, оборот розничной интернет-торговли растет, некоторые магазины, торгующие онлайн за год увеличили оборот на 30-40%. Специалисты связывают это с растущей аудиторией сети, большей популярностью интернет-магазинов, а также появившейся в период кризиса привычке пользователей экономить. В сети многие товары дешевле за счёт отсутствия накруток за аренду торговых площадей, многие производители торгуют напрямую, минуя посредников, а это значит, что многие товары в интернет-магазинах дешевле. Причём с массовым распространением пластиковых карт и электронных денег расплачиваться в сети стало проще, что тоже является немаловажным фактором для распространения интернет-торговли в российском сегменте сети.

PricewaterhouseCoopers, в свою очередь, представляют следующие результаты исследования сектора интернет-торговли в рунете. По представленным данным, до 80% соотечественников уже оценили преимущества покупок онлайн. Эта величина тем выше, чем больше у респондента доход. Среди опрошенных с уровнем дохода свыше 25 тыс. рублей в месяц доля совершавших покупки в интернете достигла 90%. Столичный рынок интернет-торговли пока остается крупнейшим в стране: в Москве и Санкт-Петербурге средние показатели её проникновения достигают 87% и 79% соответственно.

Впрочем, здесь россияне все ещё отстают от европейцев и американцев: там доля покупок онлайн превышает 90%: по данным аналитиков, она стала логическим продолжением распространённой в США и Западной Европе практики покупок по каталогам.

Экономия времени — общепризнанное преимущество интернет-торговли. Доставка на дом – преимущество крупных городов, тогда как в регионах особенно ценными пользователи отмечали круглосуточный режим работы, возможность найти товар, отсутствующий не только в окрестных традиционных магазинах, но даже в регионе.

Кроме того, россияне оценили преимущества интернета как источника информации о товаре – к плюсам, несомненно, можно отнести доступ к более подробной информации, чем это может предоставить обычный продавец и возможность провести сравнительный анализ товаров и брендов, возможность ознакомиться с отзывами других пользователей. Фактор цены – лишь на седьмом месте, его в качестве преимущества отметили 52% опрошенных россиян.

Что касается объёмов рынка интернет-торговли в России в 2010 году, то по расчётам одного из основателей исследовательского агентства Datainsight Фёдора Вирина, к концу года его величина достигнет 240 млрд руб. или $8 млрд, т.е. 1,6% всего российского розничного оборота. По данным ФОМ, в 2010 г. объем рынка интернет-торговли в России составит 200-210 млрд руб.

К 2015 году, по прогнозам Datainsight, объем рынка онлайн-торговли в России вырастет в 2,5 раза, покупки в сети будут совершать 13-15 млн россиян на сумму, примерно равную 50 млрд руб. в месяц. Годовой оборот интернет-торговли в России по тому же прогнозу составит 590 млрд руб. или $20 млрд.

 

Источник:RUметрика       

 

Перейти к списку материалов раздела »